Найти в Дзене
Газета Солидарность

Как выиграть выборы

Оглавление

Эталон системной работы в течение вашего первого созыва - сохранение и расширение своей команды.

СОЗДАЙТЕ КОМАНДУ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДЕПУТАТОВ

Конечно, за четыре-пять лет актив и все население района сильно изменятся, и надо держать руку на пульсе. Ни в коем случае не распускайте “сеть”, хотя в первые два-три года она вам не пригодится, и у вас, скорее всего, не будет возможности ее финансировать. Но сохраняйте контакты со всеми уважаемыми людьми в районе, продолжайте черпать от них сведения о делах поселков, сплетни, слухи и проч. Те, кто сумел привести людей на избирательные участки в ваши первые выборы, сделают это и во второй раз. К тому же если вы - выдвиженец правящей партии, то опять придется проходить сквозь сито праймериз. Значит, незадолго до выборов “сеть” будет проверяться на прочность.

Продолжение. Начало в “Солидарности” №№ 3, 4, 6, 7, 8, 9, 1011, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 19 21, 22, 23, 25, 27, 28, 29, 31, 32, 2019

Но команду надо не только сохранить, а обновить и расширить. Тут незаменимую помощь окажет местное самоуправление первого уровня - поселения. Среди поселковых депутатов есть и случайные люди, но в основном в этих рядах - самые уважаемые и неравнодушные. Как Елена Ивановна Шкурдода, которой под силу было решить вопросы голосования всего села (о ней - в “Солидарности” № 32). Во-первых, во время выездов в сельскую местность всегда встречайтесь с советом депутатов, вместе или по отдельности. Во-вторых, участвуйте в их выборах, помогайте им и советуйте. Разъясняйте суть местного самоуправления, ведь многие понимают ее превратно - хотят добраться до власти и решить абсолютно все проблемы своего поселка. В-третьих, местным депутатам (многим их них) будет лестно знакомство с депутатом регионального заксобрания и возможность обратиться к нему за помощью и советом. Держите с ними плотный контакт.

НЕ ЗАБРОНЗОВЕЙТЕ

Старайтесь не быть статичным, постоянно добавляйте новое в свою непрекращающуюся кампанию. Разумеется, должна быть одна “якорная” тема, которая сопровождает вас всегда. Допустим, вы из профсоюза работников здравоохранения - медицинская тематика, жизненно важная везде, и станет вашей основной. “Оседлав” ее, можно выиграть первые выборы. Но не вздумайте “ехать” только на ней. Со временем уделяйте ей все меньше внимания, обращая его на другие моменты.

Более того, чем дальше вы будете уходить от “якорной” и профсоюзной тем, тем лучше. Пытайтесь больше говорить о местной насущной специфике: о ремонте дорог, мостов, канализации и прочей инфраструктурной проблематике, о благоустройстве дворов и т.п.

Дело в том, что одна из главных опасностей для действующего политика - усталость от него. От его лица, одних и тех же слов, годами не выполняемых обещаний и т.д. Конечно, это “болезнь” скорее лидеров (профсоюзных тоже), находящихся у власти больше десятка лет, как в случае с главой муниципального района, проигравшего выборы своему техническому конкуренту. Но никто не застрахован от ее симптомов и в ходе первого созыва. Вот почему нужно стараться с самого начала избегать статичного состояния и не эксплуатировать одну и ту же тему.

Более того, меняться будет и население вашего округа. В течение четырех-пяти лет многие ветераны уйдут в мир иной, на их место придут те, кто вчера еще трудился. К тому же местности наподобие Кукуева подвержены сильным миграционным процессам. Население их сокращается не только из-за высокой смертности - самые способные и молодые уезжают, остаются старики да люмпены. В лучшем случае вернутся немногие из отучившейся молодежи, и с ней придется налаживать контакт по-новому. Меняйтесь сами и пристально наблюдайте за тем, как меняется ваш избиратель. Замечу в очередной раз, что все это в полной мере касается и профсоюзных дел.

НЕ ПЕРЕОЦЕНИВАЙТЕ СОЦСЕТИ

В одном из предыдущих материалов говорилось о важности мониторинга местных СМИ. Это делать нетрудно - их немного. В Кукуеве к моменту моей второй кампании остались пара газет и худо-бедно работающий сайт, где новости обновлялись нечасто. На этом сайте был форум, на котором кукуевцы, пользующиеся интернетом, что-то обсуждали. Гостей на форуме было немного, но я решил использовать этот формат для выхода на “земляков”. За полгода до выборов выложил там свое видео и предложил подискутировать, задавать вопросы о местных проблемах. За месяц - ни одного вопроса или отклика. Я поудивлялся и забросил этот проект. Интернет-сообщество там оказалось слишком вялым и малочисленным. Тем не менее я иногда заходил на этот форум, чтобы быть в курсе появлявшихся там сплетен.

И вот за пару месяцев до дня голосования замечаю на форуме с десяток новичков. Все они стали на чем свет стоит клясть работу действующего депутата - то есть мою, а заодно и меня самого. Они размазывали меня всеми цветами радуги. И время от времени то один из них, то другой скажет, что считает лучшим кандидатом на депутатскую должность Валерия Геннадьевича, серьезного руководителя и успешного бизнесмена. Я попробовал вмешаться и под вымышленным именем стал защищаться. И тут же получил с десяток ударов со всех сторон. Чем дальше закручивалась кампания, тем больше информации обо мне “сливалось” в этот форум. На какой машине я езжу, с кем встречаюсь, где живу - все было там. Поначалу меня это раздражало, но только поначалу. Ни на одной встрече, а я их провел очень много, никто не ссылался на темы, обсуждаемые на форуме. Я быстро вычислил, что этот десяток “товарищей” общаются на форуме сами с собой и большого влияния на мнение кукуевцев не оказывают. Доказательство тому - результаты выборов, в которых я одолел Валерия Геннадьевича с двукратным перевесом.

Перед выходом на этот форум ни я, ни он не делали замеров посещаемости и не исследовали эту “поляну”. В таковой роли для меня выступило размещенное видеообращение, на которое никто не откликнулся. А Валерий Геннадьевич, наслышанный, наверное, о силе социальных сетей и Всемирной паутины, просто засадил туда своих людей, которые стали активно агитировать друг друга “за советскую власть”, не принеся кандидату никакого толку. Вывод из этой истории один: поле надо исследовать или хотя бы испробовать, как в моем случае, а не лезть туда на авось.

ВАЖНЫ ОТНОШЕНИЯ С ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИЕЙ

Территориальная избирательная комиссия района в любом районе играет важную роль. Кандидату в депутаты необходимо наладить контакт с ее председателем и членами комиссии как можно раньше. Не для того, чтобы они подсчитали голоса “правильно”. А для того, чтобы в спорных моментах, которые нельзя трактовать однозначно, комиссия была на вашей стороне и выказывала лояльность. Как было в случаях с установкой во дворах детских игровых комплексов. Конкуренты пытались выдать эти мероприятия за предвыборные. Но присутствовавший председатель избиркома сказал свое веское слово, не найдя агитационного подтекста. Многочисленные совместные увеселительные мероприятия не прошли зря. И подобных моментов может быть множество.

МОЖНО И СПИКЕРОМ СТАТЬ

Правильность моих слов подтверждают итоги избирательной кампании. Как и в прошлый раз, я обогнал ближайшего конкурента в два с лишним раза, хотя он потратил на выборы куда больше. И, как и предыдущий мой соперник, он поздравил меня не лично, а лишь через районную газету.

Самое интересное наступило после дня голосования, после моего возвращения в региональный центр. Не успел я отоспаться и воссоединиться с семьей, как раздался звонок от заместителя губернатора с приглашением на встречу к первому лицу. Глава региона поздравил меня с убедительной победой и, не откладывая суть разговора на потом, предложил занять пост спикера заксобрания. Готовясь к встрече, я думал, что будут предлагать пост вице-спикера, но ошибся. Слегка опешив от такого разворота, я стал “тянуть резину”, после чего решительно отказался. Теперь уже опешил губернатор - не мог поверить, что я не желаю расставаться с профсоюзами: “Ну, поставишь там кого-нибудь…” - “Так ведь это не бизнес, на жену не перепишешь”, - ответил я. Я до смерти не хотел переходить на госслужбу и превращаться в чиновника. Конечно, работа в законодательном корпусе интереснее, чем в исполнительной власти, но я все равно не мог представить себя “служащим”.

Я продолжил деятельность в профсоюзах и ни разу не пожалел об этом. Суть вот в чем. Выборы закончились максимально лестным предложением для меня, но бесполезным для профсоюзов: профлидер, переходя на другую работу, перестает иметь тесную связь с родной организацией. Примеров тому миллион.

ИДИТЕ В ПОЛИТИКУ

Подытоживая цикл публикаций о выборах “оборонительного” характера, да и о выборах вообще, хочу сказать: обязательно выбирайте для работы сельскую местность и делайте упор на нее. Здесь все проще. Можно зайти в любой дом, представившись кандидатом в депутаты, и спокойно агитировать. В большом городе все это намного сложнее.

Помню, как в середине своего первого срока я приехал в один из поселков. Захожу в контору тамошнего ДРСУ и, разыскивая начальника, заглядываю в бухгалтерию. Громко, с широкой улыбкой здороваюсь со склонившимися над документами женщинами. Разговариваю с ними “за жили-были” и тут вижу на стене календарь с фотографией “Александра Македонского” - то есть с моей парадной фотографией. Обычная ежегодная продукция агитпропа. Вижу, одна девушка смотрит то на календарь, то на меня, как будто сличая физиономии, и спрашивает: “Вы - депутат?” - “Депутат”, - отвечаю. “Мы все вас знаем по этому календарю!” Автографов, конечно, у меня не просили, но мне бросилось в глаза отсутствие печатной продукции других политиков. Таких кабинетов, как в том ДРСУ, сотни и тысячи, и в каждом может висеть ваш плакат.

Найти “бесхозный” сельский округ, прийти туда и занять все входы и выходы - посильная для каждого кандидата задача. Для завоевания округа нужны упорство и время. Нет необходимости в капитале, подобном ротшильдовскому, и в харизме, подобной деголлевской. Упорство, время и умение общаться с людьми - вот козыри, которые может выложить небогатый, но в меру грамотный деятель профдвижения.

Практически каждый профсоюзник может стать политиком. В этом - основное преимущество нашей организации. Если профлидер занял свой пост в конкурентной борьбе, то и политические выборы сможет выиграть. Надо лишь перестать болтать и взяться за дело.

Монте-Кристо, профактивист с репутацией