Какое интересное слово - Соборность. Что же оно означает?) Собрал по сети определения этого слова из разных энциклопедий. Это ведь ещё и понятие русской философии и идея славянофильства. И оно ведь имеет корни в русской древности и связи с христианской жизнью, конечно, богословской мыслью и Вселенской Церковью!
Собор, соборный - славянские слова, которые употреблялись уже в древнейших письменных документах, носивших религиозный характер. Однако в них слово собор (от сбор) используется в первую очередь применительно к церковному зданию. Применительно же к Церкви вплоть до XIII века использовался термин католическая или кафолическая, или славянские двойники этого термина - вселенская и всеобщая.
Принимая во внимание тот факт, что собственно церковь - ἐκκλησία - экклезия - с греческого переводится как собрание, термин соборная стал применяться не только к зданиям и Соборам (всеобщим собраниям церковных иерархов - синодам), но и к церкви как совокупности (собранию) верных.
Церковь называется единою, святою, соборною и апостольскою потому что она едина и свята, потому что она принадлежит всему миру, а не какой-нибудь местности; потому что ею святятся всё человечество и вся земля, а не один какой-нибудь народ или одна страна; потому что сущность её состоит в согласии и в единстве духа и жизни всех её членов, по всей земле признающих ее; потому, наконец, что в Писании и учении апостольском содержится вся полнота её веры, её упований и ее любви.
Соборность - свободное духовное единение людей как в церковной жизни, так и в мирской общности, общение в братстве и любви, целостность Церкви, единение всех ее членов под Главою Церкви - Христом.
Соборность - это цельность, внутренняя полнота, множество, собранное силой любви в свободное и органическое единство. Это сверхвременное единство, выражающее сверхвременность, присущую сознанию и душевной жизни отдельного человека.
Это также понятие русской философской мысли, выработанное А. С. Хомяковым в рамках его учения о Церкви как органическом целом, как о теле, главой которого является Иисус Христос. Церковь прежде всего есть духовный организм, целостная духоносная реальность, а потому все члены Церкви органически, а не внешне соединены друг с другом, но внутри этого единства каждая личность сохраняет свою индивидуальность и свободу, что возможно только в том случае, если единство зиждется на бескорыстной, самоотверженной любви. Только тогда постигаются истины веры, ибо полная истина принадлежит всей Церкви в целом, а не одному лицу или учреждению, сколь бы авторитетны они ни были.
«В вопросах веры, - писал А. С. Хомяков, - нет различия между ученым и невеждой, церковником и мирянином, мужчиной и женщиной, государем и подданным, рабовладельцем и рабом, где, когда это нужно, по усмотрению Божию, отрок получает дар видения, младенцу дается слово премудрости, ересь ученого епископа опровергается безграмотным пастухом, дабы все было едино в свободном единстве живой веры, которое есть проявление Духа Божия. Таков догмат, лежащий в глубине идеи собора».
С. Н. Трубецкой интерпретирует Соборность как совпадение религиозного, нравственного и социального начал, противостоящее как индивидуализму, так и социалистическому коллективизму.
Д. А. Хомяков дает своё определение Соборности, которое продолжает идейную линию русской мысли еще с дохристианских времен. Соборность, по его учению, - целостное сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям. Такое понимание соборности соответствовало древнерусскому понятию лад и было неразрывно связано с общинной жизнью русского народа.
Основной принцип Православной Церкви, писал Д. А. Хомяков, состоит не в повиновении внешней власти, а в соборности. «Соборность - это свободное единство основ Церкви в деле совместного понимания ими правды и совместного отыскания ими пути к спасению, единство, основанное на единодушной любви к Христу и божественной праведности».
В Православии человек находит «самого себя, но себя не в бессилии своего духовного одиночества, а в силе своего духовного, искреннего единения со своими братьями, со своим Спасителем. Он находит себя в своем совершенстве, или, точнее, находит то, что есть совершенного в нем самом - Божественное Вдохновение, постоянно испаряющееся в грубой нечистоте каждого отдельного личного существования. Это очищение совершается непобедимой силой взаимной любви христиан в Иисусе Христе, ибо эта любовь есть Дух Божий». - А. С. Хомяков
Н. А. Бердяев считал, что Соборность противоположна и католической авторитарности, и протестантскому индивидуализму, она означает коммунитарность (общинность), не знающую внешнего над собой авторитета, но не знающую и индивидуалистического уединения и замкнутости.
Бердяев видит в соборности саму идею Церкви и церковного спасения: “Есть круговая соборная ответственность всех людей за всех, каждого за весь мир, все люди — братья по несчастью, все участвовали в первородном грехе, и каждый может спастись лишь вместе с миром”.
В русском коммунизме, по Бердяеву, восторжествовал вместо духовной соборности безликий коллективизм, который был деформацией русской идеи.
У К. С. Аксакова выражением соборности служит хоровое начало, где личность не подавлена, но только лишена эгоизма.
В славянофильстве соборность есть критерий познания - мы мыслим, т. е. в общении, через взаимную любовь в Боге доказывается мое бытие. Для Хомякова дух церковной соборности есть одновременно и дух свободы, единство Церкви понимается им как согласие личных свобод.
Католические страны, справедливо считал Хомяков, обладали единством без свободы, а протестантские - свободой без единства.
С. Н. Булгаков воспринял идею соборности из православного учения о Святой Троице, которая есть предвечная соборность: Бог един и в то же время существует в трех ипостасях, каждая из которых обладает индивидуальными качествами.
Многие интеллигентские теории и практика коллективизма, имеющие высший идеал не в любви, а в солидарности, представляют собою лжесоборность.
Г. В. Флоровский в утопическом и не утопическом социализме в России усматривает “подсознательную и заблудившуюся жажду соборности”.
«Единство истинное, внутреннее, плод и проявление свободы, единство, которому основанием служит не научный рационализм и не произвольная условность учреждения, а нравственный закон взаимной любви и молитвы, единство, в котором, при всем различии в степени иерархических полномочий на совершение таинств, никто не порабощается, но все равно призываются быть участниками и сотрудниками в общем деле, словом - единство по благодати Божией, а не по человеческому установлению, таково единство Церкви». - А. С. Хомяков