Здравствуй, дорогой читатель! Приветствую тебя на моем канале!
Первым русским боевым кораблем принято считать "Орел" (1667-1670 гг.). Однако это утверждение не совсем верно - "Орел" считается первым русским боевым кораблем, потому что именно на нем впервые взвился флаг государства российского.
Но, за тридцать лет до "Орла", в России был построен другой боевой корабль европейского типа. И хоть он и не ходил под русским флагом, но именно он был тем самым первенцем.
ФРЕДЕРИК
Это была трехмачтовая парусная галера длиной 36,5 метра, шириной 12 метров и осадкой 2 метра. Кроме парусов она приводилась в движение двадцатью четырьмя веслами. Команда состояла из 49 человек, а вооружение из шести пушек.
Итак, в 1634 году, в Москву, в дворец царя Михаила Федоровича, прибыло посольство Голштинии (одна из провинций Пруссии) от герцога голштинского Фридриха III. Своей задачей данное посольство имело переговоры с царем российским о разрешении голштинским купцам проезжать в Персию через территорию России (так как это самый короткий и удобный путь) по торговым делам.
А так как в те времена было принято строить суда и нанимать людей для экспедиций прямо в месте отправления, то, одним из пунктов договора с российским правительством, голштинцы видели разрешение на строительство десяти кораблей для экспедиции на берегах Волги и найм команды.
Российское правительство, во главе с царем Михаилом Федоровичем, отнеслось к такой просьбе благосклонно, поскольку в этом деле была видна и наша выгода: возможность перенять у голштинских мастеров знания, умения и технологию постройки больших современных кораблей, а также налаживание собственных контактов и новых торговых путей. Именно на это указывает содержание царской, отправленной нижегородскому воеводе, в которой говорится:
"Ходити им в Персиду... Волгою на десяти кораблях, а корабли им делати в нашей земле, где такие леса, которые к тому делу годны найдут, а тот лес покупати им у наших людей вольною торговлею, а плотников к тому корабельному делу, к их корабельным мастерам в прибавку, наймовать наших подданных охочих людей, и наём им платить по договору с ними вольною торговлею, а от тех плотников корабельного мастерства не скрывать и не таить. "
Таким образом в конце 1634 года из Москвы в Нижний Новгород отправились голштинские мастера, сопровождаемые русской охраной: шкипер и начальник стройки Михаэль Кордес, корабельный плотник Корнелий Йостен, переводчик Ганс Берк и другие.
По прибытии на место были наняты русские плотники и другой рабочий люд, а также объявлен набор рекрутов для охраны экспедиции. И вот, с божьей помощью, к июню 1636 года первый корабль был построен, спущен на воду и назван в честь заказчика - герцога Фридриха III: "Фредерик". Остальные же девять кораблей было решено строить после окончания первой экспедиции в Персию и открытия торгового пути.
Вместе с тем, прибывшее в марте 1636 года в Москву голштинское посольство 1 июля отправилось в Нижний Новгород, а уже 30 июля отбыло в составе экспедиции, насчитывающей 126 человек, в Персию. Также к экспедиции присоединились и русские посланники: Алексей Савин-Романчуков, подъячий (низший административный чин в Русском государстве в XVI — начале XVIII века. ) Скобельцын, толмач (официальный переводчик) Юшков.
Только 27 октября 1636 года "Фредерик" наконец-то вышел в Каспийское море, а 12 ноября, недалеко от места назначения - города Дербент (в то время принадлежал Персии), попал в жесточайший шторм, продолжавшийся три дня. Вот что об этом написали в судовом журнале:
" Высокие и короткие волны приводили к тому, что наше судно, которое было очень длинно и лишь из соснового дерева, извивалось, как змея, и расходилось в скреплениях. Нижняя часть... так скрипела, что во внутреннем помещении едва можно было расслышать собственное слово. Волны одна за другой опасно обрушивались на корабль и перебрасывались через него, заливая его так, что нам постоянно приходилось выкачивать и вычерпывать воду... Мы провели ночь в ужасе, страхе и опасениях... "
В результате шторма корабль потерял все три мачты, получил пробоины в корпусе и прочие поломки. Поскольку состояние корабля было удручающее и до Дербента идти на нем было безумием было принято решение посадить корабль на мель, в целях спасения экипажа и груза.
К сожалению "Фредерика", как и вышеупомянутого "Орла" (об этом в следующий раз), ждала незавидная участь и бесславная гибель: он был вытащен на берег рядом с Дербентом и разворован местными жителями.