Чтобы сегодня зарабатывать на кино, надо производить фильмы на русском языке и продавать их в Россию.… Но… это не наш путь.
Приблизительно такой вывод можно сделать из сказанного теперь уже бывшим главным украинским чиновником по кино Филиппом Ильенко (недавно он ушел в отставку). Наш путь, по его словам, - это собственно украинское кино. Имеется в виду кино об украинских событиях, явлениях, действиях на украинском языке и для украинской аудитории.
Сей кинопродукт и производится украинской киноиндустрией в последние годы.
Да, в прокате эти фильмы проваливаются и прибыли не приносят. Но их производство продолжается из идеологических, политических и прочих (небескорыстных) соображений. Такое кино оплачивает госбюджет на безвозвратной основе. Ну а то, что кассовые сборы с кинопродукта составляют в лучшем случае одну десятую часть от затраченного на них, так то такое… Налогоплательщик украинский щедр.
Опять же, на Венецианском кинофестивале у нас победа. Украинская артхаусная кинолента «Атлантида» в призах по конкурсной программе «Горизонты».
Надо сказать, что задача создать именно украинское кино исключительно для украинской аудитории изначально предполагает не прибыль, а убытки для госказны. Причин тому несколько - мало кинотеатров, мал рынок проката, низкая покупательная способность населения. Людям не до кино. Даже ура-патриотического. А такового выпущено уже немало.
Только качество этого кино, увы.… Я уже рассказывала о фильмах «Круты 1918» и «Тайный дневник Симона Петлюры». Так вот, ни героические студенты Крут, ни Симон Петлюра в их киноэкранном исполнении на настоящих героев, которые с экрана «уйдут в народ», не тянут.
То, что случилось в свое время с фильмом «Чапаев», с украинскими кинолентами вряд ли случится. Чапай из фильма ушел в легенды, мифы и анекдоты. Потому как фильм - гениальный. Нашему украинскому кинематографу подобное творение вряд ли по силам.
Главным образом потому, что деятели от культуры пытаются творить какую-то собственную украинскую культуру в отрыве от ее корней. Тех самых, что создавались веками и были общими для русской и украинской культуры.
Теперь, с какого-то перепугу, от русской культуры мы отказываемся.
Вот как об этом высказался Филипп Ильенко:
«Наполеон говорил, что страна, которая не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую. Если перефразировать это изречение с оглядкой на информационную войну, которую мы сейчас ведем с Россией, то оно звучало бы так: «Страна, которая не хочет кормить свою культуру, будет кормить чужую».».
В общем, мы пойдем своим дивным путем. Говорите, что получается примитивно и убого? Ничего. Народ привыкнет и, как говорится на современном молодежном сленге, заценит.
Так что на вопрос, нужен ли украинскому кино российский рынок, есть ответ. Если зарабатывать деньги, то да, нужен. А если продолжать «пилить» бюджет, то нет, не нужен.