Найти тему

Меч-коса Томаса Мюнцера: боевое оружие, религиозный символ или удобный календарь?

Меч Томаса Мюнцера с руническим календарем, начало XVI века из Дрезденского исторического музея (1960 г.).
Меч Томаса Мюнцера с руническим календарем, начало XVI века из Дрезденского исторического музея (1960 г.).

В Дрезденском историческом музее, одном из старейших музеев мира, хранится единственный в своем роде меч, клинок которого сделан из обыкновенной косы (соответственно, скорее всего, сабля?). Согласно имеющейся информации, это оружие принадлежало Томасу Мюнцеру (1490 - 1525 года), немецкому проповеднику времен Реформации, священнику, выдвигавшему коммунистические идеи и выступавшему против роскоши и греха. Он обращался к своим сторонникам с яркими проповедями, а перед ним несли красный крест и обнаженный меч. Он выступил духовным лидером восставших крестьян Средней Германии, однако восставшие были разгромлены в сражении с войсками германских князей, а сам Мюнцер был схвачен и обезглавлен.

Томас Мюнцер с гравюры XVIII века.
Томас Мюнцер с гравюры XVIII века.

Меч, который приписывается Томасу Мюнцеру является уникальным оружием уже потому, что клинок его сделан из обыкновенной крестьянской косы. Собственно коса, как боевое оружие, известно довольно хорошо и довольно давно: еще в IV и начале III век до н. э. фракийцы выходили на бой с римлянами с ромфеями в руках - двуручным оружием с изогнутым клинком, который был заточен по вогнутой стороне. Подобное же оружие, только сильнее изогнутое, использовали против римлян и даки. Называли его фалькс. Оружие было рубящим и рассчитано на сильный удар, изгиб клинка усиливал режущий эффект.

Дак с фальксом сражается с римским легионером (фрагмент колонны Трояна).
Дак с фальксом сражается с римским легионером (фрагмент колонны Трояна).

Косы были распространены в Европе в период жизни Мюнцера: восставшие крестьяне не имели настощего оружия и были вынуждены вооружаться чем попало, включая и косы, которые после сравнительно несложной операции превращались в подобие ромфей фракийцев или фальксов даков. Однако бросается в глаза то, что рукоять этого меча смонтирована наоборот: ударная сторона приходится на обух, т.е., чтобы выполнить удар, меч следовало развернуть. Это заставляет предположить, что оружие не предназначалось для боя, а служило скорее религиозным символом: не случайно в летописях упоминалось, что перед проповедником носился обнаженный меч. А, учитывая, что Мюнцер проповедовал крестьянам, меч с клинком от косы мог символизировать именно крестьянский характер его идей.

Меч-коса из Дрезденского исторического музея в наши дни.
Меч-коса из Дрезденского исторического музея в наши дни.

На символический характер меча-косы указывает и рунный календарь, нанесенный на его клинок. В Средние века такие календари довольно часто наносились на мечи, предназначение которых было не боевым, а символическим: подчеркивать руководящую роль владельца такого клинка. Такие мечи, только с нормальными клинками (а также шпаги и кинжалы) известны и экспонируются в целом ряде европейских музеев. Однако меч Томаса Мюнцера является единственным известным сегодня образцом, имеющим клинок от косы.

Рунный календарь на мече-косе Т. Мюнцера. Фрагмент.
Рунный календарь на мече-косе Т. Мюнцера. Фрагмент.

Об уникальном двухклинковом кавказском кинжале вы можете прочитать здесь.

Публикации об уникальных образцах оружия и уникальных оружейных коллекциях будут продолжены. Читайте, подписывайтесь, обсуждайте, ставьте лайки, делитесь с друзьями, предлагайте темы. Это поможет развитию канала!