Найти тему
Alex Brazhnik

Покорение Монголии. Сотни лет спустя

Путевые заметки о путешествии в Монголию.

Сказать, что мои знания о Монголии до поездки сюда были ограничены, это ничего не сказать. Конечно, я помню из уроков географии про столицу Улан-Батор, про пустыню Гоби, дикую лошадь Пржевальского, монгольские тугрики (местную валюту), Халхин-Гол, Чингисхана и многолетнее монголо-татарское иго (это уже из уроков истории). Ну и еще мой старший брат одно время собирал марки, и у него было больше десятка с надписью "Монгол Шуудан", которыми он очень гордился. А я ему чуток завидовал, хотя никогда марки не коллекционировал.

Пришло время узнать Монголию и познакомиться с ней поближе.

Приземление. Раннее утро, время около 5. Таксисты налетают стаей, и — вот оно любимое мною разводилово туристов. Просят 75-100 тысяч местных тугриков за поездку до центра. Снимаю деньги и узнаю на Information desk, что красная цена такой поездки 25 тыс. (порядка 1000 рублей). Начинаю тихонько раздражаться — уж очень я не люблю все эти варианты разводилова туристов, особенно если это направлено на меня! Пока едем, разглядываю город и его витрины. Кажется, что какой-то очень нетрезвый человек жестоко поиграл с русским алфавитом. Все надписи на кириллице, но сложно читаемы и совсем не понимаемы. Очень много букв У, Ц, Ч, Щ, Ч, Ф ну и парочка каких-то особенных местных, которых не встретишь у нас. Это прикольно — я все могу прочитать, но совсем ничего не могу понять. Как будто попал в мир ребусов и шарад. Город — микс советских зданий а-ля брежневского вида (помните такие уродливопечальные пятиэтажки?) и новых современных жилых комплексов, офисных центров, отелей. Это потом я узнаю, что несколько последних лет китайцы серьезно вливают финансы в местную экономику, а отсюда и новостройки, рост и развитие.

В отеле все неплохо, ну то есть без особых отклонений от ожиданий. Удивила микроволновка в коридоре (одна на этаж) и какая-то пятилитровая бутыль с трубкой около унитаза (потом знающие люди объяснили Бражнику из тундры, что это сбор конденсата от кондиционера, в общем какая-то очень серьезная конструкция).

Вечером встречаюсь с группой, с которой мне предстоит путешествовать две недели, проехать 2500 км. бездорожья и местами плохо залатанного асфальта, жить в юртах и греть друг друга теплотой собственных тел в холодные монгольские ночи.

-2

Люблю поездки с компанией G Adventure за то, что в их группах всегда народ из разных стран. На этот раз, кроме России, у нас Штаты, Великобритания, Швейцария, Каймановы острова, Канада, Эстония, Швеция, Вьетнам и Нидерланды. По мне очень даже зачетный замес получается, особенно если добавить монгольского гида Мору и трех местных водителей.

Один денек в Улан-Баторе — и в путь. Кстати, в Улан-Баторе живет 45% людей от 3 млн. жителей всей страны. Монголия вообще самая редконаселенная страна, учитывая ее огромные территории. И многие рвутся в столицу. Оно и понятно: здесь работа, благополучие и качество жизни. Кстати, средняя зарплата в городе (со слов местных) порядка 400 долларов, ну а руководители среднего уровня крупных компаний или банков получают все 2500, что очень даже хорошо и по российским меркам (ну, пожалуй, если не брать неподъемную по стоимости Москву). Хотя в глаза бросается в среднем не очень высокий уровень жизни, суровые азиатские лица на улицах с дефицитом улыбок, загрязненный воздух столицы и очень малое количество зелени.

-3

А когда-то здесь была великая монгольская империя, основателем которой был очень почитаемый здесь Чингисхан. Он и его потомки в 14-16 веках объединили разные кочевые народы и завоевали кучу земель вокруг. Это они несколько столетий обкладывали данью Киевскую Русь, и у нас в учебниках истории это называется Золотая Орда или монголо-татарское иго. Местные как-то о татарах умалчивают, называя все это великой монгольской империей или ханством.

-4
-5

Кочевников среди местных уже практически и не осталось, большинство разъехалось по городам и променяли жеребцов на стальных лошадей. В Монголии они полноправные хозяева жизни и предводители дорог. В Улан-Баторе практически не принято пропускать пешеходов на переходах, светофоры для последних включаются на 15-20 секунд, а стиль вождения местных — это сражение на поле битвы. Ну и не забываем об ужасных пробках, невероятно грязном воздухе и малом количестве парков и скверов. В общем надо бежать из столицы в поисках размеренной первобытной монгольской жизни.

И вот, отъезжаешь от города на пару сотен километров — и ни души. Впереди — бескрайние пустые пространства. Степь, пустыня, горы и практически ноль людей. И на тебе красотища, и на тебе чистый воздух, и даже растительность, хоть и редкая, и безмерное время для медитаций, пока наш водитель Даша (ну, что поделаешь, имя у парня русское девичье) крутит монгольскую баранку. Вернее, японскую — большинство машин в стране японские праворульные.

Каждый день проезжаем по 300-400 километров, учитывая качество дорог это занимает 6-7 часов. Периодически останавливаемся отдохнуть, перекусить, санитарный брейк. Для многих в группе эти остановки открытие глаз и повод для обсуждений на ближайшие два часа (прям до следующей остановки). Для меня как будто возвращение в далекое прошлое, когда я приезжал к бабушке в деревню в Подгоренском районе Воронежской области. Это и про сельмаг, в котором, как в Греции, «все есть», и все понамешано; про водку как единственный вид алкоголя, но с великим множеством сортов (кстати, в бабушкином сельмаге была только Русская и без выбора); про ограниченный выбор блюд в столовках или закусочных; и про туалет типа «сортир», в который боязно заходить и ярко всплывают детские страхи. Кажется, в этой дыре в полу кто-то может жить и ненароком утащить тебя в эту бездну!

Ночуем мы в юртах (gers), конечно, не совсем реальных, больше облагороженных для туристов. В них днем невероятно жарко, а ночью очень-очень холодно (перепад температур 20-25 градусов). В некоторых наших ночевках в юртах были печки с трубой на улицу и приходили чудесные люди, что разжигали огонь вечером и рано утром — и засыпание было прекрасным под потрескивание дровишек и легкий едва уловимый дымок костра. Вообще, эти стоянки очень комфортные, там тебе и душ, и туалет в европейском формате, и кафе-ресторан. Прям грех жаловаться, мои ожидания были полностью перекрыты в сторону положительного опыта.

Так что езжайте в Монголию, страна красивая, с разными климатическими зонами, с невероятным количеством солнечных дней в году (больше, чем в Сочи), с остатками древней кочевой жизни, с особенной культурой, богатой историей.

Только настройтесь, что вам много времени придется проводить в машине, при этом читать невозможно из-за качества дорог. Загрузите аудиокниги или самоучители языка, много музыки и не забудьте взять с собой компанию прекрасных людей. Иначе может быть чуток скучновато в этом бескрайнем океане похожих друг на друга обоев для заставки компьютерного экрана. Да-да, я постоянно ловил себя на мысли, что куда ни глянь — везде заставка для экрана компьютера. Такая красивая, но немного замыленная что ли. И еще, путешествуя по Монголии, можно прекрасно практиковать медитацию, так как новые яркие внешние стимулы прям нечасто встречаются на пути. К ним нужно ехать часы и часы, а временами даже долго ждать и искать (как случилось с лошадками Пржевальского). И как результат — невероятные песчаные дюны (почти как в Намибии), красивейший каньон (младший брат американских), горячие источник (а-ля Исландия), горы и пейзажи местами напоминающие Швейцарию, буддийские храмы и много нового опыта ждут вас.

Монголия, моя сто восьмая страна в мире, где побывал, спасибо тебе! Не уверен, что вернусь еще, но точно запомню навсегда! И да — несомненно рекомендую. Всем удачных путешествий! Liveyourlife!

Монголия
9793 интересуются