Нет, наверное, ни одного человека, который не читал бы произведений Александра Дюма-отца. Этот автор фактически положил начало новому направлению в жанре исторического романа.
Отныне события, имевшие место в действительности, больше не должны были пересказываться в художественной литературе со стопроцентной точностью. Писатель оставлял за собой право использовать историю как общую канву, вокруг которой сплетается совершенно новый сюжет. Не секрет, что большинство героев Дюма – реальные личности.
Однако они немало изумились бы, узнай подробности из своей жизни, которые им приписал легендарный романист.
Учитывая эту особенность творчества Дюма, не приходится удивляться, что прототипы некоторых персонажей жили вовсе не в то время, которое описывалось на страницах книг. Примером тому может служить главная злодейка из «Д’Артаньяна и трёх мушкетёров» – миледи Винтер.
Согласно мнению исследователей, существует две основных гипотезы, раскрывающих, кто вдохновил писателя. Долгое время считалось, что образ жены Атоса был списан с англичанки Люси Хэй, состоявшей в интимной близости с герцогом Бекингемом.
В романе Дюма этот вельможа был тайным любовником Анны Австрийской. Мол, она подарила ему некие бриллиантовые подвески, которые мушкетёры и ездили вызволять из Англии, когда кардинал Ришелье решил разоблачить амурные похождения Анны перед королём.
Люси (потенциальная Миледи) была фавориткой герцога очень недолго, но испытывала к нему глубокую привязанность. Когда ветреный Бекингем бросил девушку, она обозлилась и решила мстить.
Она стала шпионить для кардинала Ришелье и участвовала во многих скандалах и заговорах, которых немало в то время плелось и при французском, и при английском дворах. Кажется, образ совпадает.
Однако есть и другая версия, которая выглядит как минимум интересной.
Некоторые исследователи думают, что женщина, явившаяся прототипом миледи Винтер, родилась несколькими веками позже, и звали её Жанна де Ламотт.
В историю она вошла как одна из наиболее известных авантюристок. Считается, что именно Жанна украла легендарное ожерелье, которое Людовик XV заказал для своей протеже мадам Дюбарри, но так и не успел подарить.
Украшение, стоившее баснословных денег, исчезло без следа и превратилось в миф, о котором любят посудачить историки и писатели. Возможно, именно его пропажа подсказала Дюма мысль о подвесках, по крайней мере, некоторые литературоведы в этом уверены.
Что до самой Жанны, то она была дальней родственницей Валуа. Её семья обеднела, отец пил, а мать была проституткой. Девочка, отличавшаяся хитростью и обаянием, побиралась на улицах. Она сумела разжалобить маркизу Булевилье, которая приняла деятельное участие в судьбе ребёнка и даже пристроила её на обучение в монастырскую школу. Впрочем, учёба не пошла впрок, и добропорядочной девицы из Жанны не получилось.
В один прекрасный день она сбежала из стен учебного заведения и вышла замуж за проходимца, величавшего себя графом де Ламотт.
Супруги приехали в Париж и путём многочисленных ухищрений завели полезные связи при дворе. Жанна была вхожа во многие аристократические дома и часто появлялась в приёмной Марии-Антуанетты.
Однажды она даже потеряла сознание у дверей королевы, вызвав ажиотаж вокруг своей особы. Ползли слухи, будто графиня де Ламотт и государыня – подруги. Нетрудно догадаться, кто их распускал. Из мнимой близости с монаршей особой чета лже-графов получала выгоду и с ещё большей отдачей вымогала деньги у всех и каждого.
Даже сам Калиостро, тот ещё проходимец, был с ними на короткой ноге и, возможно, верил некоторым байкам, что ходили вокруг Жанны.
Но более других купился на сплетни опальный кардинал де Роган, который мечтал вернуть расположение Марии-Антуанетты. Именно это его желание послужило началом интриги, которая вошла в историю. Жанна и несколько её подельников придумали план, как выманить огромную сумму денег у кардинала.
Пользуясь своей репутацией подруги королевы, аферистка по секрету шепнула де Рогану, что если он купит королеве ожерелье мадам Дюбарри, то будет прощён. Графиня даже организовала встречу кардинала с «королевой», роль которой сыграла женщина-двойник.
В результате украшение было куплено у ювелиров и украдено авантюристами. Увы, виновных быстро нашли и судили. В частности, Жанна была заклеймена (в точности как миледи Винтер). На её теле «цвели» сразу две лилии, так как в первый раз палач немного промахнулся.
Через некоторое время графиня сумела сбежать из тюрьмы, где ей предстояло провести остаток жизни, и попасть в Англию. Там началась новая глава её судьбы, самой яркой страницей которой стало написание мемуаров, порочащих Марию-Антуанетту. Есть мнение, что именно они стали искрой, от которой занялся пожар Французской революции.
Кто в действительности стал Музой Дюма, мы вряд ли когда-то узнаем. О приключениях Жанны де Ламотт можно прочитать подробнее в историческом романе Ольги Басковой «Подлинная история ожерелья Антуанетты».