Найти тему
Кино Моё

Фильм «Стачка» Сергея Эйзенштейна был не замечен цензурой, но фильм поставил крест на планы режиссера

Оглавление

СТАЧКА (1924)

СССР (Госкино, Пролеткульт), 82 мин., немой, черно‑белый

Режиссер: Сергей Эйзенштейн

Продюсер: Борис Михин

Авторы сценария: Григорий Александров, Сергей Эйзенштейн

Операторы: Василий Хватов, Владимир Попов, Эдуард Тиссэ

В ролях: Григорий Александров, Александр Антонов, Юдифь Глизер, Михаил Гоморов, И. Иванов, Иван Клюквин, Анатолий Кузнецов, М. Мамин, Максим Штраух, Владимир Уральский, Вера Янукова, Борис Юрцев

-2

Сергей Эйзенштейн был революционером во всех смыслах этого слова. Он изобрел абсолютно новый вид кинематографа, основанного на монтаже, – удивительное сочетание марксистской философии, конструктивистской эстетики и своего обаяния в сочетании с визуальными контрастами, противоречиями и коллизиями, вплетенными в сюжет фильма.

«Стачка» – его первый полнометражный фильм – планировался как часть серии историко‑революционных картин под общим названием «К диктатуре». Однако в последующие годы цензура, введенная советским правительством, расстроила большинство планов Эйзенштейна, и этот цикл так и остался на стадии разработки. Тем не менее волнующая энергетика «Стачки» стала своего рода подвигом эмоциональной пропаганды и лабораторией, в которой были испытаны и усовершенствованы идеи его более поздних шедевров немого кино – «Броненосец “Потемкин”» (1925), «Октябрь» (1927) и «Старое и новое» (1928).

В «Стачке» рассказывается о восстании рабочих на фабрике, которые решились на мятеж из‑за жадности и мошенничества ее владельцев.

-3

Действие происходит до революции. На одном из крупных российских заводов неспокойно. Рабочий обвинён администрацией в краже инструмента (микро́метра) стоимостью в 25 рублей, и, не выдержав несправедливых подозрений, он кончает жизнь самоубийством через повешение. Пролетарии уже давно страдают от тяжёлых, невыносимых условий труда и несправедливости руководства предприятия. Смерть их собрата становится катализатором событий. После умело организованной в рабочем посёлке агитации на заводе объявлена стачка. Трудящиеся требуют сокращения рабочего дня до восьми часов и увеличения заработной платы на 30 %. Хозяева завода игнорируют требования пролетариев, а их петицией вытирают испачканный ботинок. Фабриканты организуют при помощи наёмной шпаны провокацию — пожар и погром в винной лавке во время мирной демонстрации пролетариев. Рабочих разгоняют струями воды из брандспойтов. На следующий день, по приказу губернатора, против бастующих направлены казаки и полиция, которые жестоко подавляют выступление и расстреливают рабочих. Фильм заканчивается титрами: «Помни, пролетарий!»

-4

В фильме показано растущее недовольство рабочих, предательский поступок, подтолкнувший их к решительным действиям, затем мятеж и, наконец, ответные действия фабрикантов, которые вылились в массовое убийство рабочих. Фильм заканчивается напряженным примером того, что Эйзенштейн называл «интеллектуальным монтажом», – кадры резни забастовщиков перемежаются кадрами забоя животных на бойне.

Действие в «Стачке» столь же нетрадиционно, как и методы монтажа фильма: реалистичные изображения рабочих сочетаются со стилизованными образами владельцев фабрики и их шпионов. Фильм демонстрирует такие советские теории, как «типаж», когда внешность актеров должна соответствовать характерным типам их персонажей, и «коллективный герой» – не отдельный человек, а массы людей.

Политические императивы «Стачки» устарели, но ее визуальное воздействие нисколько не ослабело. «Я не верю в кино‑взгляд, – заметил однажды Эйзенштейн, ссылаясь на определение Дзиги Вертова, его коллеги и соперника. – Я верю в кино‑кулак». Таким мощным принципом проникнут каждый эпизод этого замечательного фильма.

-5

Фильм встретил неоднозначные отзывы зрителей и критиков. Советская пресса и некоторые кинематографисты называли фильм новаторским и в целом очень высоко оценивали значение картины для мирового кинематографа. Но зрителями фильм принят не был из-за усложнённого киноязыка. На всемирной выставке 1925 года в Париже Эйзенштейн за свою ленту был удостоен серебряной медали.

Посмотрите фильм "Стачка" (нажмите на название или перейдите по ссылке) и узнаете, почему не было продолжения.

Ставьте лайки и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на канал "Кино Моё"