Дорогие друзья! Сегодня я хочу разместить в своем блоге советы для начинающих и продолжающих диджеев. Скажу сразу: советы не от меня, а от действительно профессиональных диджеев и музыкантов. Я собрал их по тематикам и, надеюсь, кому-то они будут полезны. Я взял для себя несколько советов на вооружение. Итак, поехали!
Подготовка к первому сету и создание микса
DJ Noizar
И хотя я и сам не самый ответственный в плане сведения, могу посоветовать для первого раза выбрать треки, которые хотя бы начинаются с ровного бита. Сет начните из чего-то необычного, странного. Это может быть и обрывок из старого фильма и ваш любимый эмбиент-хит. Далее есть неплохая модель: два-три известных трека или просто классических хита (только без Haddaway) и один поэклектичней, который, возможно, понятен только вам. Так вы, как минимум, покажете свой музыкальный вкус.Не бойтесь сделать ошибку, не то покрутить или не попасть в квадрат. Не волнуйтесь из-за того, что кому-то может не понравиться ваша музыка или умение сводить — хейтеры найдутся всегда, каким бы классным ни был диджей. И да, что бы там ни случилось, ни в коем, ни в коем случае не злитесь! Улыбайтесь и танцуйте, даже если что-то идет не по плану — лично я так и делаю всегда.
DJ Boris Fornetti
Когда я первый раз попал за вертушки ночного клуба, тогда же и впервые столкнулся с вертушками фирмы Technics, и они очень отличались от моих домашних проигрывателей. Как результат — постоянно разъезжающиеся по скорости треки, волнение ещё то. Если б не поддержка друзей и очень тщательно подобранные пластинки, было бы худо дело. Вывод — нужно знать аппаратуру, на которой будешь играть, и хорошо знать музыку, которую ставишь.Мне кажется, время сетов а-ля айпод-баттл уже ушло. И если ты за пультом, то музыкой нужно приятно удивлять. Чтобы без хитов годичной давности или дискотеки 1990-х. Благодаря интернету и сайтам вроде Discogs или Juno руки любого диджея развязаны — дело только за тем, чтоб не лениться и побольше копать старое и новое. Ну и главный совет перед первым — не концентрировать всё внимание на технических моментах вроде подбора скорости или двухминутных сведений, это придёт позже. Главное — обязательно держать вайб, правильно подбирать каждый следующий трек, следить за громкостью.
Poko Cox
Если ты диджеишь в первый раз, то существуют два подхода:1. Несерьёзный, когда это на один раз и просто забавы ради. В таком случае ты, скорее всего, попадёшь в лайнап «подобающей» вечеринки, ну и париться тогда не стоит, можно играть с айпода и не морочиться над сведением и обладанием каким-то специальным инвентарём.2. Серьёзный, когда хочется научиться делу по-настоящему. Я лично в основном играю с CD и поэтому могу говорить только про этот самый подвид диджеев. Когда я играл в первый раз, я записал сразу кучу музыки на DVD и жёстко обломался, поскольку оказалось, что нужно было писать на CD-R как audio CD, на который в лучшем случае влезает треков 20 в хорошем качестве (320 kbps), иначе вертаки ничего не читают. В итоге в первый раз я так не играл.Нынешние вертушки читают все форматы, и теперь можно играть даже с флешки, но пока не везде, так что я по-прежнему записываю по 10–20 треков на диск и чту традиции. CD не жалко потерять, залить или даже подарить, чего не скажешь о пластинках. Ещё один момент — у диджея с собой должны быть не только свои диски, но и свои наушники, с большим джек-разъёмом — особенно когда ты играешь в первый раз и тебя никто не знает, вряд ли кто-то одолжит свои. Ну и прежде чем вставать за вертаки, стоит подробнее узнать о технических нюансах и механике диджейской аппаратуры. Этому аспекту и сведению посвящена куча классных видео.Может показаться, что диджейство — это просто бессвязное проигрывание своих любимых треков. И это отчасти так, но всё же их комбинация имеет особое значение. Лучше держать в голове идею для диджей-сета, объединенную одной тематикой. Это может быть определённый стиль, исторический отрезок, звучание, ещё что-то… Выстраивать треки лучше по динамике, ну и желательно следить, чтобы темп (BPM) был примерно одинаковым.В начале вечеринки лучше начать полегче и разойтись в угар. В середине угар, скорей всего, уже будет, поэтому тебе остаётся его только поддерживать. В конце можно угорать до упора или же плавно свести всё к более размеренному, но ни в коем случае не скучному финалу. В общем, лучше учиться чувствовать, чего хватает и чего не хватает, уметь создать правильное настроение и напряжение, а техника придёт со временем. И в принципе не важно, какими средствами, если ты заставишь людей танцевать. Ну и главное правило — если ты не танцуешь от того, что ты делаешь за пультом, то и никто на танцполе точно не станет.
Андрей Ли
Постарайся не затягивать со сведением треков: три-четыре минуты — и выводи следующий, если, конечно, у тебя не построк-микс. Длинное сведение могут делать только настоящие короли, у которых чувство грува заложено в крови.Подготовил несколько шлягеров-убийц? Не спеши их смиксовывать друг с другом! Равномерно раскидай по всему миксу, чтобы был баланс. Для концовки выбирай самую отъехавшую и безумную композицию, все равно твой микс никто не дослушает до самого конца, а если и дослушает, то подумает, что ты совсем отъехал и обезумел.Концептуальный, тематический микс всегда сыграет на руку. Любая тематика заранее задаст настроение слушателю, и он будет воспринимать услышанное уже по-другому. Если делаешь микс для вечеринки — не выпендривайся, под такой микс должны танцевать. Делаешь микс для блога или радио — покажи свой утонченный вкус, удиви раритетами или новинками. В общем, сделай так, чтобы Shazam слушателя обломался.
DJ Oleg Fstep
Я стараюсь не держать один трек больше чем полторы минуты, но это не правило, это все по ощущениям. Ошибок при сведении можно избежать, соблюдая простые правила: сводить в квадрат и слушать музыку, которую играешь. Ты можешь сводить по тональности фортепьянных партий в треке или создавать новые перкуссионные ритмы слиянием двух битов, это лишь дело мастерства и таланта. Что не стоит делать — так это продолжать сводить как ни в чем не бывало, когда скосячил. Чувствуешь косяк — лучше резко переключить треки, чем коневодить дальше.
«Кони» — на диджейском жаргоне означает ошибка в сведении, когда биты двух композиций расходятся и не играют синхронно, будто скачут эти самые кони (примечание моё, скоро я размещу словарик диджейской терминологии и сленга, DJ Borisoff).
Игра за пультом, микширование
Tom Findlay, проект Groove Armada
Пусть даже все пошло наперекосяк, продолжайте миксовать, как ни в чем не бывало. Зал только зауважает вас, если увидит, как вы прорываетесь через это препятствие.Трек, миксуемый в данный момент, я всегда пускаю на несколько децибел тише, чем тот, который играется, + слегка убираю басы. Тогда можно не спеша и в охотку поработать.
John Moore и Matt Black дуэт Coldcut, основатели студии Ninja Tune
Подсчитывайте BPM во всех композициях, то есть работайте на среднем темпе. Как правило, хип-хоп идет на 88-110 ударов в минуту, гараж, брейкбит, диско — в среднем 118-135 bpm, а вот джангл — уже 150-180 ударов в минуту.На плеере Pioneer CDJ-1000 всегда пользуйтесь мастер-темпом, тогда сможете слегка подогнать трудную для синхронизации композицию, не допуская при этом сильного слияния питчей. Отлично подходит для микширования старых беспорядочных по BPM вещей.
Fred Deakin, дуэт Lemon Jelly
Я по-прежнему большой любитель выключать вертушку и наслаждаться тем, как играющая пластинка постепенно замедляется, пока совсем не остановится. Большое удовольствие «перевернуть страничку» и начать с нового стиля или темпа. Впервые я это увидел у Марка Мура (Mark Moor) в конце 1990-х. У танцпола тогда сорвало крышу.Есть еще один способ, который я называю «кризисный микс»: на ап-бите нажать «стоп» и ввести следующую запись с даун-бита. Как вы уже сообразили, я не очень-то увлекаюсь побитным микшированием.
Ewan Pearson, владелец лейбла SOMA
Поначалу ограничьтесь короткими, аккуратными Segue (плавный переход, англ.). Этого вполне достаточно, чтобы стать приличным диджеем. Не забывайте, что быстрые, хорошо синхронизированные нарезки из диско тоже звучат очень неплохо.Не особенно страдайте по микшированию. По-моему, самое важное для диджея — это отбор музыки. То есть то, что вы играете, в каком порядке и как представляете свою музыку. Все остальное — это лишь «украшение витрины». Лично я не сильно этим озадачиваюсь. Главное — цель, а не средства для ее достижения.
DJ Cosmo
Всегда заранее, до того, ка начнете миксовать, проверяйте уровень каждого размечаемого трека, чтобы он совпадал с тем, который играет.В процессе миксования выверяйте эквалайзеры так, чтобы треки не вступали в противоречие по частоте.
Chris Duckenfield, диджей и продюсер
Знайте свои треки назубок от начала и до конца, тогда смиксовать в нужном участке, даже в точке, не составит труда.Не бойтесь «крошить» записи на мелкие части и использовать их как брейки и бриджи (не часть одежды, а от английского слова bridge — мост). Ведь нигде не сказано, что нужно обязательно играть треки непрерывно друг за другом.
Общие советы для диджеев от диджеев
John Moore и Matt Black дуэт Coldcut, основатели студии Ninja Tune
Не зарывайтесь попусту. Да, мы делаем то, что делаем, но лучше уступать залу. После того, как вы добились от публики отклика на что-то хорошо знакомое, завоевали их доверие, можно и оторваться. Наоборот будет труднее. Вы здесь и для них, и для себя. Не переживайте, если вдруг загасите только что неиствовавший танцпол, например, пустив медленную музыку сразу после хауса. Ценный опыт приносит любое выступление, независимо от его величины. Совершенствуйтесь.
Fred Deakin, дуэт Lemon Jelly
Поначалу соглашайтесь на любое выступление, куда зовут, поскольку в любом месте можно чему-то научиться. Первым делом найдите какую-нибудь компанию, которая любит танцевать, и играйте ей постоянно. Когда почувствуете себя достаточно уверенно, попробуйте организовать собственный вечер для друзей. Свой стиль гораздо легче выявить, если публика специально собралась послушать именно вас. Будьте всегда любезны с теми, кто вас о чем-либо просит (если только вам не грубят), и если речь идет о записи, которая есть у вас в сумке, поставьте ее, иначе зачем было и приносить? И последнее: если диджей не загасит танцпол хотя бы раз за ночь, значит, он чересчур осторожничает.
10 заповедей от Роба Вуда
Rob Wood, диджей и журналист, пишущий о музыке, работает в собственном эклектическом стиле в ведущих клубах Европы и США. Является контент-менеджером и музыкальным консультантом в TuneTribe.
- Любите музыку, а не внимание. Будьте диджеем, потому, что не быть им просто не можете. Весь пыл своей влюбленной в музыку души вкладывайте в то, чтобы развлекать людей, донося до них хорошую музыку.
- Будьте шоуменом, а не шутом. Добивайтесь уважения своим творчеством и профессионализмом. Контракт на диджеинг — это работа, а не лицензия на скоморошество.
- Слушайте и играйте самую разную музыку. Расширяйте кругозор, не ограничивайтесь лишь одним типом музыки. В мире столько замечательных записей, старых и новых. Фанки и хауса недостаточно. Целенаправленно ищите только одну музыку — хорошую.
- Будьте самобытны, применяйте сюрпризы, рискуйте. Музыка должна будоражить, а не усыплять. Пользуйтесь фантастическими возможностями современной технологии, чтобы ремиксовать и закольцовывать треки. Не поддавайтесь диктату моды и всегда оставайтесь самими собой.
- Думайте о том, чего хочет танцпол, а не о новом Kompakt или Definitive Juxx с белым ярлыком, который вам до смерти хочется послушать на большой аудиосистеме. Учитесь читать, думать и отвечать на языке танцпола Будьте отзывчивы.
- Систематизируйте свои сеты. У них должны быть ярко выраженные начало, середина и конец, со своими подъемами, спадами и потрясающими сюрпризами. Но не перекармливайте — публика всегда должна жаждать чего-то еще.
- Правильно пользуйтесь аппаратурой. Берегите чужие уши, не досаждайте им ни оглушающими «бумами», ни звуковыми искажениями — этим музыкальным мусором. Следите за уровнем звука.
- Не злоупотребляйте разными трюками. Не перегружайте сет «наполнителями» — пусть говорит музыка, если, конечно, вы не записной скретчер. Но в этом случае, вы должны вертеться, как одержимый, словно у вас пять рук.
- Будьте дружелюбны, вежливы, радуйтесь жизни. Следуйте правилам диджейского этикета, но не забывайте и об удовольствии. Ведь вам платят за то, что и вы отлично проводите время. Потрясающе!
- Не заглядывайтесь на подружку вышибалы, это вредно для здоровья!
И последнее от меня (DJ Borisoff) лично
Стать диджеем сегодня не сложно. Очень много авторитетных и самопальных школ подготовки диджеев, YouTube забит очень хорошими пошаговыми видео-уроками по основам и тонкостям профессии диск жокея. Есть даже отличные книги от зарубежных и отечественных авторов на эту тему.Сложнее сегодня быть диджеем. Это насыщенный рынок. Но, тем не менее, пока люди хотят развлекаться, диджей будет востребован. И не важно, сколько вам лет. Владимиру Фонареву уже за пятьдесят, и он до сих пор взрывает танцполы мира.Важно понимать, что музыка — это сильнейшее средство воздействия на людей. Ведь музыку создал Сам Бог. Изначально, еще до Сотворения мира музыка была на Небесах. Ангелы прославляют Всевышнего посредством музыки и пения. Поэтому не стоит забывать, что Источником всей музыки является наш Бог.