Почти все фильмы режиссера Алексея Германа-старшего основаны на литературных источниках, которые он превратил в сценарии и перенес действие на экран.
Авторский почерк, отсутствие желание снимать быстро и для всех сделали свое дело – большинство фильмов Германа снимались дольше, чем писались книги, на которых они основаны, но смотреть их будут еще дольше.
«Седьмой путник», 1967
Режиссерским дебютом Алексея Юрьевича считается картина «Седьмой путник», которую он снял вместе со своим старшим коллегой Григорием Ароновым в далеком 1967 году.
В фильме рассказывается о генерале царской армии, профессоре Евгение Адамове, который попал под арест в 1918 году, но вскоре был отпущен, так как еще в 1905 году отказался быть обвинителем в процессе над матросами-революционерами.
Выйдя на свободу Адамов теряет жилье и вынужден скитаться, устроившись работать прачкой, однако позже он волею судьбы приобщается к расследованию дела об убийстве членов продовольственного отряда.
Уже в первом фильме Герман выводит на первый план человека, которого судьба ставит в сложные условия. Проверяя на прочность личность, жизнь то подкидывает главному герою пряники, то жестко бьет кнутом. Поиск предназначения или попытка успеть заявить о себе, а порой и простое желание выжить. Сюжет этой картины Германа, равно как других его фильмов, ставит нравственные вопросы, и не всегда дает ответы.
Этот фильм снят по одноименной повести Бориса Лавренева, выделившись в отдельное произведение с авторским почерком.
Проверка на дорогах, 1971/1985
Следующий свой фильм Алексей Герман посвятил войне. Сюжет фильма также основан на литературном источнике – повести отца режиссера – Юрия Германа «Операция «С Новым городом!», посвященной предателю, присоединившемуся к советским партизанам с целью искупить вину за переход на сторону немцев в Великой Отечественной войне.
Картина в полной мере раскрыла индивидуальный талант и авторский почерк Алексея Юрьевича – масштабные съемки на местности, неторопливое повествование, яркие запоминающиеся герои, которые не являются проходные персонажами в ленте, скорее – полноценными личностями, каждой из которых отведена своя роль в сюжете.
Фильм не был оценен советской цензурой и был отправлен на полку. Где пролежал до 1985 года. Лишь в начале перестройки его решили показать на большом экране, а съемочной группе вручили премии и награды, включая Государственную премию СССР.
Здесь нет эпического размаха, сюжет выстроен на отношениях между людьми. В фильме мастерски раскрыта тема дезертирства, очень болезненная для любо войны, а потому, раскрытая немногими. Ведь после войны тысячи «предателей». Выживших в лагерях немецких, отправились умирать в лагеря советские, потому что на войне им очень хотелось жить.
Основная нравственная проблема книги и фильма, по которой он был снят – возможность искупления вины перед родиной, своим народом. Первая картина фильма – сержант Лазарев сжигает яму с картошкой – единственной пищей, оставшейся на зиму в селе. Казалось бы – к этому действию добавить нечего. Но Герман добавляет закадровый текст, добавленный не дикторским голосом, а «гласом народа» в лице невнятного бормотания деревенской бабки. Женщина не обвиняет Лазарева в бесчеловечности, а жалуется на жизнь и судьбу. От этого голоса и поступка предателя в жилах стынет кровь.
Отмечу, что у режиссера железная хватка, которой он хватает зрителя и ведет за собой. Вся картина снята в движении – партизаны, обозы, свист пули, взгляды и реплики в сумраке и на белом заснеженном полотне - Герману не только удалось доказать право человека на жизнь, но и показать яркие моменты этой жизни.
Потрясает, насколько автор почувствовал тонкие грани произведения своего отца. От фильма к фильму это чувство к тонкому восприятию идей, заложенным в первоисточник, будет только расти.
Продолжение следует…