Математика в 1 классе. Легко или трудно? Легко, если у ребёнка всё в порядке с логикой. Что должен уметь ребёнок к концу учебного года ? В этой статье я расскажу об этом и об основных приёмах -фишках (их у меня 5 ) для лучшего усвоения вычислительных навыков.
1. Ребёнок при поступлении в 1 класс должен уметь считать до 10 и обратно (в идеале до 20 и обратно.) Причём начиная с любого числа. Вот тут и начинается логика, а не механическое заучивание. Включая логику, ребёнок понимает, что начиная считать с 4, надо назвать следующее число в натуральном ряду чисел. И предыдущее, если идёт обратный счет.
Если вашему ребёнку трудно это понять, на первых порах используйте линейку для наглядного представления о последовательности чисел. Только возьмите простую деревянную линейку, на ней лучше всего видны числа. Или скачайте из интернета.
2. К концу года он должен научиться присчитывать по 1, по 2, по 3, по 4, по 5, начиная с любого числа в пределах 20. И отсчитывать тоже. Итак, если присчитываем (прибавляем) 2 , например к 4, то ставим указочку на цифру 4 на линейке и шагаем с ребёнком по следующим числам 2 раза, делаем 2 шага. Остановка. Смотрим результат. Называем его. Также и в обратном порядке при вычитании. Примерно так:
3. А можно это сделать в игре, когда вы поднимаетесь или спускаетесь по лестнице, и делать это каждый раз. Поднимаемся вверх-выполняем прямой счёт (хоть до скольки).Вместе сначала. Потом ребенок захочет сам считать. Спускаемся вниз-считаем обратно ( с любого числа.) А потом как-нибудь усложняем задачу- шагаем через 2 ступеньки и считаем по 2.
4. К концу изучения первого десятка ( примерно через 2-3 месяца), ребёнок очень хорошо должен знать состав чисел в пределах 10. Это потруднее будет присчитывания-отсчитывания по линейке. И это необходимо для счёта с переходом через десяток и для решения простых уравнений.
В своё время моим детям в понимании состава чисел и вообще сложения-вычитания очень помогла обыкновенная игра "Домино".
Почему? Ребёнок 6-7 лет ещё с трудом ассоциирует предметы и цифру, его обозначающую. Поэтому ему легче сначала считать предметы. На домино это группы точек. И в игре он быстро запоминает именно группы точек и называет их сразу числом, а не пересчитывает каждый раз. Играли вдвоем. По очереди подставляли доминошки одинаковой стороной друг к другу, у кого быстрее закончились доминошки, тот и выиграл. Или наоборот, выигрывал тот, у кого длиннее получался "поезд с вагончиками".
5.Когда я увидела, что ребёнок свободно сразу называет числом группу предметов, то мы стали играть по-другому. Надо было найти, например, число 8 на одной доминошке. Вот и искали , кто быстрее? 5 точек и 3, 2 и 6, 4 и 4. Запомнили быстро, за несколько игр. Ребёнок смотрел и, конечно же присчитывал в уме . Но, что очень важно, не с единицы, а продолжая считать. И, что ещё важнее, с интересом!
И это вместо нудного совместного выполнения домашних заданий или дополнительных занятий по дополнительным развивающим тетрадям.
До новых встреч! О других играх - в другой раз.
Ставьте палец вверх, комментируйте, делитесь. Давайте общаться! А в какие игры математические играете вы с ребёнком?
.