Найти тему

Музыканты о «Чёрном альбоме» группы Metallica: Олег Ховрин, Андрей Андерсен, Этан Брош, Майк Террана и Марк Вуд.

Материал из журнала “Music Box” №70 (февраль 2015 года)

Нет ни одного серьезного рок-музыканта старшего поколения, неважно, в России или за ее пределами, кто бы не слышал безымянного «Черного альбома» Metallica (1991). И даже более того, не помнил бы фурора, произведенного этой работой в момент ее выхода в свет аккурат 23 с половиной года тому назад. Среди этих музыкантов – масса людей, не посторонних для журнала “Music Box”; тех, с кем вы уже встречались или только еще встретитесь на наших страницах. Поэтому мы посчитали нелишним провести опрос среди наших знакомых музыкантов, исповедующих в своем творчестве нелегкие стили, задав им один-единственный вопрос: чем «Черный альбом» является лично для вас, причем во всех возможных смыслах – музыки, звучания и вообще явления в вашей жизни?

Олег Ховрин, барабанщик (Molchanoff, группа Наргиз Закировой и мн. др.)

«Я никогда не был фанатом Metallica. “Черный альбом” - это единственное, что я могу слушать из их творчества. Группа “Галактика” вместе со мной были в Нью-Йорке в тот момент, когда он вышел в свет, и из новостей мы узнали, что прослушивать альбом в зал “Madison Square Garden” пришло почти 20 000 человек. Metallica тогда просто крутанули CD перед забитым фанатами залом. Этот факт и заставил меня послушать этот диск… Считаю его успешным исключительно из-за того, что продюсировал его Боб Рок (Bob Rock) – благодаря ему звук пластинки очень коммерческий и песни не могли не быть замечены огромным количеством любителей тяжелой музыки, а не только фанатами первых работ Metallica. Узнаваемый вокал Джеймса Хетфилда (James Hetfield) и отточенность звучания и аранжировок вознесли песни с него на первые места в “Billboard”, группа же, по моему мнению не сделала ничего подобного с той поры. Лучшая их работа по сей день!»

-2

Андрей Андерсен (André Andersen), композитор, мультиинструменталист и продюсер, лидер группы Royal Hunt

«Прежде чем говорить о “Черном альбоме”, я должен признаться, что никогда не был большим поклонником Metallica. Безусловно, я слышал большинство их ранних работ, неоднократно видел видеоклип к композиции “One” на MTV и наблюдал их выступление на одном из рок-фестивалей. Большинство моих друзей относились к Metallica очень неравнодушно, однако в те времена невозможно было зайти ни в один рок-клуб и не услышать там хотя бы пару композиций группы, звучащих из местной аудиосистемы.

Но когда в свет вышел “Черный альбом”, от композиций “Enter Sandman” или “The Unforgiven” было никуда не спрятаться, а включив телевизор, невозможно было не натолкнуться на как минимум фрагменты их видеоклипов. Metallica была всюду.

На “Черном альбоме” музыканты Metallica начали писать настоящие песни, а не просто комбинировать случайным образом наборы гитарных риффов, как они делали до того. Понимаю, что упертые поклонники Metallica заявят противоположное – но извините, ребята, это моё личное мнение… У песен появилась структура, аранжировки стали умными и серьезными, тексты обрели куда больше значения, нежели раньше, а Джеймс Хетфилд (James Hetfield) наконец-то начал действительно петь. Конечно, последнее утверждение относительно, но мы же не говорим здесь о наследии Ронни Джеймса Дио (Ronnie James Dio).

Великолепная работа многоопытного продюсера Боба Рока (Bob Rock) превратила альбом в чистое удовольствие для поклонников Hi-Fi-звучания. Это продюсирование стоило группе сотен и сотен тысяч долларов, при этом использовались настоящие горы аналогового оборудования, на что я советую обратить внимание сторонникам использования плагинов и системы Pro-Tools.

Нельзя забывать и о небольшом, но важном вкладе покойного ныне инженера мастеринга Джорджа Марино (George Marino), обеспечившего финальному миксу материала именно ту динамику, которую заслуживает классический альбом. Кстати, когда сбылась моя очередная мечта и в 1994 году я отправился на встречу с Джорджем в его нью-йоркскую студию Sterling Sound, чтобы отдать мастеринговать альбом Royal Hunt “Clown In The Mirror”, то я оказался совершенно ошеломлен тем, что все рамы с национальными двойными и тройными платиновыми альбомами Metallica были просто расставлены на полу вдоль стен – у Джорджа уже было некуда их вешать!

Звук “Черного альбома” стал – и, я уверен, до некоторой степени остался – эталоном для множества групп, исполняющих хард-рок и хэви-метал: каждому нужна такая же стена гитарного звука. Что касается барабанов, то практически каждая современная библиотека сэмплов ударных инструментов имеет звучание установки “The Black Kit”. Кстати, использовавшихся на записи альбома малых барабанов “Black Beauty” Ларса Ульриха (Lars Ulrich) компания Ludwig продала за год после издания “Черного альбома” больше, чем за предыдущую пятилетку. Полагаю, что Ларс стал для Ludwig таким же выгодным персонажем, как Слэш (Slash) для компании Gibson.

Я по-прежнему не являюсь великим поклонником Metallica, хотя “Черный альбом” имеется в моей коллекции, и я слушаю с него лишь отдельные номера – и то не сказать, чтобы часто. Но если я окажусь в настроении включить музыку на серьезной громкости, то вы легко можете догадаться, что композиция “Enter Sandman” окажется среди необходимого для этого материала».

Этан Брош, выступление на музыкальной выставке "NAMM Show '2015", январь 2015 года. Фото автора.
Этан Брош, выступление на музыкальной выставке "NAMM Show '2015", январь 2015 года. Фото автора.

Этан Брош (Ethan Brosh), гитарист-виртуоз (соло и Angels Of Babylon)

«“Черный альбом” – один из самых важных для меня рок-альбомов хотя бы просто потому, что мое знакомство с ним состоялось незадолго до того, как я впервые взял в руки гитару. Я люблю эту запись Metallica, и в то же время понимаю, что мнения о ней могут быть различны – многие поклонники группы недолюбливают “Черный альбом”, потому что считают его слишком коммерческим. Но, повторюсь, мне нравится альбом, поскольку он сочетает в себе невероятно удачные композиции, великолепную игру и совершенно замечательное продюсирование. Для меня “Черный альбом” обладает еще и ностальгической ценностью – вступление к “Nothing Else Matters” стало первым рок-фрагментом, который я научился играть на гитаре. Полагаю, что этот альбом превратил Metallica в состав, которым группа являются до сих пор – в самый коммерчески успешный коллектив в мире хэви-метала. В известном смысле “Черный альбом” помог всем нам – музыкантам, исполняющим хэви-рок. И, конечно, я помню, как я впервые услышал эту запись на какой-то вечеринке у своего школьного товарища».

Майк Террана, выступление с трио Terrana на музыкальной выставке "MusikMesse Frankfurt", апрель 2015 года. Фото автора.
Майк Террана, выступление с трио Terrana на музыкальной выставке "MusikMesse Frankfurt", апрель 2015 года. Фото автора.

Майк Террана (Mike Terrana), барабанщик (Artension, Alex Rudi Pell, Rage и мн. др.)

«Полагаю, что эта запись – одна из самых прекрасных работ в стилистике хэви-метала за всю историю существования стиля, определенно превосходящая в своей шедевральности альбом AC/DC «Back in Black». Великолепный вокал, безупречное продюсирование и совершенно невероятный звук барабанов. Определенно, я люблю этот альбом, для меня – это лучшая работа Metallica. Музыка на этом CD состоит не из нот, а из пространства между ними; медленные композиции обладают мощью и великолепным грувом. Замечательные аранжировки подчеркивают изощренность группы в своем мастерстве, и я полагаю, что альбом “Metallica” – это урок для музыкантов в том смысле, что в некоторых случаях меньшим можно сказать значительно большее».

Марк Вуд, выступление на стенде собственной компании Wood Violins музыкальной выставке "NAMM Show '2015", январь 2015 года. Фото автора.
Марк Вуд, выступление на стенде собственной компании Wood Violins музыкальной выставке "NAMM Show '2015", январь 2015 года. Фото автора.

Марк Вуд (Mark Wood), скрипач (соло и Trans-Siberian Orchestra)

«Я был и остался поклонником рок-музыки 70-х, особенно гитаристов той эпохи, но я никогда не скажу, что «Черный альбом» Metallica плох. Это альбом велик в том смысле, что он вернул хэви-метал широкой публике ровно так же, как это сделали своими записями Led Zeppelin за 20 лет до того. И пускай Ларс Ульрих (Lars Ulrich) обижается на меня, но для меня «Enter Sandman» – один из величайших поп-хитов в хэви-метале. И, конечно, я люблю исполнять эту композицию в своих сольных и оркестровых концертных программах».

На NAMM Show в этом январе Марк действительно исполнял «Enter Sandman» на стенде своей компании Wood Violins.

• Поддерживайте канал «Говорит Всеволод Баронин» лайком публикации и подпиской на канал. •