Так получилось, что полгода пребывания в тропической стране Филиппины мы отметили мотопробегом вокруг южной части острова Себу, который произошел совершенно неожиданно. Видимо, нам очень понравилось, как ведет себя наш Камао после проведенного накануне технического обслуживания. Камао – трайцикл, это наш здешний транспорт, китайский симбиоз трехколесного велосипеда, мотоцикла и грузовичка. В дождь не намокнешь и от знойного солнца прикрывает, в кузов можно впихнуть все, что угодно. Включая и пассажиров. Но главный и единственный пассажир в нем Я. Я и заметила эту второстепенную дорогу, которая примыкала справа к главной, по которой мы ехали, но которая выглядела гораздо лучше и надежней, вела куда-то в горы, но при этом была совершенно пологой. Недолго думая, мой муж, который заодно исполняет роль водителя, повернул руль, и мы рванули в горы, успокаивая себя тем, что всегда сможем развернуться обратно, если что-то пойдет не так. Мой айфонский навигатор показал, что до самой высокой точки горы, где начиналась область Аргао, было всего двадцать шесть километров и около часа пути на мотоцикле.
Но мы то не учли, что у нас был не просто мотоцикл! Сначала все шло хорошо. Дорога вилась пологой ровной лентой, и мы резво продвигались вперед, незаметно втягиваясь в горную гряду. На одном из затяжных подъемов наш транспорт чихнул и заглох и тут мы поняли, что это все-таки не гоночный мотоцикл и даже не скутер и, что без переключения скоростей не обойтись. Камао согласился ехать дальше только на первой скорости, а это всего лишь 10 км в час! Мы уже ехали по серпантину, вокруг была обрывистая красота, разворачиваться было негде, но дорожное полотно было идеальным.
Когда я третий раз за час увидела на своем навигаторе, что нам осталось ехать двадцать километров и один час, как в самом начале пути, я поняла, что связь нас покинула еще у подножия горы, и, где мы сейчас находились, можно было только догадываться. Именно в это время мы обратили внимание, что случайно остановились возле кладбища, которое выглядело несколько иначе, чем другие в этих местах. По сути это был колумбарий, с кабинками-пристанищами. Но в колумбариях хранится пепел, а здесь, как мы потом увидели-нет. Кладбище было действующим, захоронения, судя по датам, были недавними. Рядом была большая часовня для отпевания умерших, в ней кто-то копошился, а потом громко поприветствовал нас. Это оказалась женщина, которая наводила порядок в часовне. Вокруг были зеленые пальмы, кусты, яркие цветы, жизнерадостно светило солнце, в общем, не было никакой угнетающей атмосферы.
По заботливо уложенным дорожкам мы стали подниматься все выше и выше. Муж шел первым. Вдруг он остановился возле какого-то строения с крышей и крестом на ней и со странной улыбкой сказал, что такого он еще не видел и на мои вопросы, посоветовал мне дышать глубже. Конечно, после этого я в красках напридумывала себе всевозможные ужасы. Но действительность превзошла все мои ожидания.
Эта беседка по нижнему периметру была обнесена как бы прилавком с решетками вместо столешниц, на этих решетках лежали огарки от больших белых свечей, было понятно, что зажигали их не так давно, старых огарков не было, кто-то заботливо обихаживал это сооружение. Я вдохнула побольше воздуха, прищурила глаза и заглянула через бортик. У меня захватило дух. Внутри, на полу лежала гора человеческих костей, выбеленных от времени, среди костей лежали черепа разных размеров и видов, по-моему, там даже был детский череп и череп с пробитой в нем дырой, неизвестно, либо хозяин черепа умер от этой травмы, либо ее проделали потом, когда невежливо сгребали в эту кучу. Все это было перемешано с мусором из пластика. Рядом с кучей, в углу лежала обломанная табличка, видимо с какой-то могилы, и на ней, как насмешка, было выгравировано слово «Remember»!
Я не могу определить, что за чувство охватило меня. Мне не было страшно, не было противно, а было жутко осознавать, что все эти кости когда-то были живыми людьми со своими чувствами, мыслями, желаниями и понятиями общечеловеческих принципов. Они, наверное, никогда не представляли, что их останки — вот так жалко будут валяться в общей куче неопознанных костей вперемешку с мусором. Им то, конечно, все равно, они об этом никогда не узнают. Но это видят живые, видят дети…
Прошлое всегда воспитывает будущее, показывая своим примером, как нужно или не нужно поступать. Эта картина до сих пор стоит у меня перед глазами. И теперь я склоняюсь к мысли, что я - за крематории. По крайней мере, пепел не будет выглядеть таким жалким, если высыплется из урны, его просто никто не заметит. В общем, дальше мы поехали под неприятным впечатлением от увиденного. Незаметно дорога пошла вниз и, после нескольких пируэтов по серпантину, мы выехали на основную дорогу по ту сторону гор. Я проверила навигатор, который при выезде на равнину стал работать офлайн и показал, что мы уже пересекли сорок два километра горной части поперек острова Себу за два с половиной часа. То есть, мы проехали весь горный барангай Аргао и добрались до центра района - городка Аргао, который лежал у моря.
Что-то у нас совсем пропало желания разворачиваться и проделывать обратный горный путь. Для возвращения мы выбрали дорогу вдоль моря по относительно низменной и ровной части острова. И мы не ошиблись. Через несколько минут мы обратили внимание, что вдоль дороги расположены заливные поля, на которых, должно быть, выращивают рис. На полях работали люди. Я бы назвала их крестьянами. Один из них пахал на самом настоящем буйволе, причем не сидел на нем, а ходил сзади по жидкой грязи. Вокруг них сновали большие белые птицы, похожие на цаплю. На соседней делянке лежал другой буйвол, он отдыхал и, наверное, ждал своей очереди. Но цивилизация здесь присутствовала, правда непонятно из какого века, другой крестьянин месил жидкую грязь при помощи механической штуки похожей на ржавый металлический плуг. Мы решили, что подобное зрелище просто необходимо заснять с дрона. Сказано, сделано, дрон взлетел и направился к центру поля. Неизвестно, что подумала одна из белых птиц, которые бродили вокруг крестьянина с буйволом, но она резко взлетела и, размахивая огромными крыльями, стала настырно приближаться к нашему летательному аппарату. Она летела медленно, по спирали, поднимаясь все выше и выше.
Пришлось резко перекидывать дрон слева-направо, вверх-вниз, ничего не помогало. Птица успокаивалась и опускался в грязь только, когда аппарат отлетал на соседний квадрат поля. Внезапно вылетела большая стая каких-то более мелких птиц, они тоже норовили познакомиться с нашим дроном. Мы очень переживали и реально стали бояться, что потеряем свой квадракоптер навечно в грязной жиже. Но нам повезло, и мы благополучно закончили съемку, приземлили дрон и поехали искать, где можно пообедать. Ведь из-за нашего спонтанного желания попутешествовать, у нас были с собой всего лишь две литровых бутылки с водой, которая уже заканчивалась, несмотря на жесткую экономию. К нашему счастью, нам вскоре встретился очень удобный магазин «7/11», в котором можно купить почти все и, конечно, пообедать. Здесь мы управились за полчаса и рванули дальше. По пути нам встретился старый паромный причал с проржавевшим паромом на мели. На причале велись строительные работы, похоже, его восстанавливали.
До городка Ослоб со знаменитым шоу китовых акул мы добрались примерно в час дня. Конечно, все уже было закрыто. Ведь акул кормят креветками, а они позволяют посмотреть на себя за это, до 11 часов дня. Примерно через тридцать минут мы добрались до самой южной точки острова Себу и стали двигаться на север по направлению к месту своего теперешнего проживания. Как показал мой навигатор, до Моалбоала было 56 километров пути.
Дорога была отличная, шла вдоль моря, погода стояла прекрасная, серпантина не было. Правда, попадались неадекватные водители и жители, которые, не задумываясь о печальных последствиях, перегораживали проезжую часть столиками с навесами. Видите ли, им именно в этом месте удобно организовать импровизированное кафе! Вообще филиппинцы не парятся и активно используют обочины дорог в своих целях: устраивают там придорожные едальни, кружки по интересам, привязывают для выпаса коров, быков, свиней, коз и бойцовых петухов. Пешеходам ничего не остается, как бесстрашно двигаться прямо по проезжей части. Перед самым Моалбоалом нам встретилась пешая похоронная процессия, ну точно, как в России в прошлом веке, которая создавала заторы на дороге в обе стороны.
Хорошо, что это не заняло много времени. Наш Камао под управлением доблестного водителя героически преодолел расстояние в пятьдесят шесть километров (от самой южной точки острова Себу) за два часа! В этом месте так и просится смайлик! И уже в четыре часа дня мы припарковались возле своего домика. Решили не расслабляться, переоделись и промаршировали к морю, где и проплавали до захода солнца, встретив напоследок морскую змею и мурену. Так что наш девятичасовой и двеститридцатикилометровый вояж закончился великолепным закатом солнца.
Коротенький видеоотчет о путешествии ждет вас по этой ссылке: