Найти тему
Издательство "Шестерёнка"

Sherman T10 – зачем этому танку колёса?

Одной из главных угроз для бронетехники в годы Второй мировой были противотанковые мины. В иных случаях на них приходилось до половины потерь танков, особенно – при штурме укреплённых районов. Одним из таких районов было французское побережье – что заставило задуматься союзников перед высадкой в Нормандии.

Сегодня мы поговорим о самом необычном минном тральщике.
Сегодня мы поговорим о самом необычном минном тральщике.

Минимизация потерь

В ходе планирования «Дня Д», союзное командование справедливо полагало, что успех вторжения будет зависеть от возможности быстро, и с минимальными потерями делать проходы в минных полях. Даже с незначительными повреждениями ходовой части танки могли сорвать продвижение, образовав «заторы». Решение «на местах» поручили англичанам из 79-й бронетанковой дивизии, которые предложили ряд интересных импровизаций. Самой известной из них был Sherman Crab – одноимённый танк с подвешенным перед ним вращающимся валом, на котором были закреплены цепи. При движении вал вращался, а цепи били по земле перед танком, заставляя мины (с высокой долей вероятности) детонировать. Правда, кустарная конструкция отличалась переменной надёжностью и эффективностью. А ведь могло быть и хуже!

Sherman Crab - британская модификация американского танка
Sherman Crab - британская модификация американского танка

В конце 1943 года Национальный комитет оборонных исследований США разработал самоходный минный трал, состоящий из двух больших мотор-колёс (2,4 метра в диаметре), установленных на одной оси. Они крепились на раме с третьим колесом меньшего диаметра, которое покрывало просвет между передними катками. По замыслу, этот «трёхколёсный велосипед» должен был управляться по проводам с бронетранспортёра, который двигался бы по расчищенному пути, но не задалось. В 1944 году прототип без двигателей испытали, осознав бесполезность затеи – заменить повреждённый трак танка в полевых условиях было легче, чем гигантское колесо с мотором. От проекта отказались, но концепцию решили сохранить.

«Шерман» на колёсах

Крупные колёса должны были активировать мины, которые не причиняли бы ущерба корпусу, находящемуся высоко
Крупные колёса должны были активировать мины, которые не причиняли бы ущерба корпусу, находящемуся высоко

Идея самоходного колёсного трала понравилась инженерам Fisher Body – подразделению General Motors по производству танков M4 Sherman. Тральщик T10 был основан на стандартном танке M4A2, которого лишили гусениц и ходовой части. В нижней части корпуса появился дополнительный вал с зубчатым колесом, которое приводило в движение передние катки диаметром в 2,44 метра и шириной в 93 см – для их размещения пришлось вырезать ниши в передней части корпуса. При этом толщину брони пола нарастили до 25 мм. Просвет между передними колёсами перекрывало двойное заднее колесо (диаметр – 1,8 метра), установленное на выносной балке. Для того, что бы лучше углубляться в грунт, все катки получили продольные вырезы на рабочей поверхности.

Вырезы на катках-тралах позволяли углубляться в почву, задевая большинство мин. Кроме того, вес в 52 тонны сам по себе создавал высокое давление на грунт
Вырезы на катках-тралах позволяли углубляться в почву, задевая большинство мин. Кроме того, вес в 52 тонны сам по себе создавал высокое давление на грунт

Машина получилась поистине монструозной – её ширина составляла 3,81 метра, а высота – более четырёх метров. Из-за цельнометаллических колёс масса танка возросла до 52,8 тонны, что отразилось на динамике T10. Так, по минным полям машина передвигалась на скорости в 3,2 км\ч, и около 11 км\ч - по дороге (если такая найдётся).

T10 в "разоружённом" состоянии. Можно рассмотреть вырезы для передних катков, и крепление для заднего колеса
T10 в "разоружённом" состоянии. Можно рассмотреть вырезы для передних катков, и крепление для заднего колеса

В мае 1944 года машину испытали, внося незначительные изменения в конструкцию. Так, первые тесты показали, что в щели катков забивается грязь, снижающая вероятность детонации мины, и проходимость медлительной машины. Это исправили, добавив штатные грязеочистители. Кроме того, задний ролик, не связанный с двигателем, имел высокое сопротивление качению, что приводило к застреванию машины. В июне того же года испытания завершили, признав несостоятельность такой концепции. Даже если бы проблемы проходимости и подвижности T10 решили, его боевая ценность была крайне низка. Согласитесь, возвышающийся на высоте в 4 метра, медлительный танк – весьма заметная цель. Так союзники отправились во Францию без диковинных конструкций, ограничившись британскими «Крабами».

Вечер 6-го июля 1944 года. Уничтоженный Sherman Crab на французском побережье.
Вечер 6-го июля 1944 года. Уничтоженный Sherman Crab на французском побережье.

Спасибо за внимание! Подписывайтесь на наш канал, ставьте «палец вверх» - если текст вам понравился. А по ссылкам ниже – тексты об иных импровизациях времён ВМВ.