Здравствуйте, сегодня я бы хотел обсудить такую науку и дисциплину как химия. А также сравнить ее в школе и в ВУЗе. Далее будет много букавак, не пугайтесь =)
В школе, по крайней мере, в моем случае многие школьники ждали новых дисциплин после начальной школы, а именно химию, физику и информатику. Почему же именно эти предметы? Ответ очевиден - это интересно, данные предметы в понимании людей ассоциируются с какими-либо опытами. Ведь если взять математику, все мы прекрасно понимаем что, происходит обычно на этом предмете. Мы изучаем какие-либо формулы, правила, аксиомы и применяем их на практике, часто мы не видим какого-либо результата, да, я решил это уравнение, и что? Зачем мне его решать? Что кроется в этом? Эти проблемы конечно должны решаться преподавателем и в принципе самими учениками, потому что сколько не объясняй человеку - он поймет это лишь когда сам захочет. Из этого следует, что многие дисциплины кажутся скучными и однообразными. НО что же химия, физика? В отличии от математики это более экспериментальные дисциплины. Например, можно долго подбирать идеальные концентрации растворов, но в итоге чаще всего происходит так, что шлам показывает более лучший результат в отличии от специально приготовленного электролита. Следовательно, мы понимаем, что мы будем смешивать различные растворы, получать соединения, которые будем описывать или просто увидим, что же произошло. Но что же в итоге? В итоге получается что урок химии в школе(лично в моем случае) это просто рисование формул, которые на бумаге, честно говоря, непонятны. Например, можно писать формулы соединений на бумаге. Но что же мы получим? А то что преподаватель может сказать, что реакция не пойдет. Почему? Потому что не выделяется вода, газ или осадок. И это вводит в ступор ведь в теории все должно идти и получаться. Понятно, что в школе многие вещи приходиться принимать как данность ведь нет желания либо возможности все проверить. Что же в итоге? А в итоге получается что в школе многие потенциально интересные дисциплины убиваются большим количеством теории.
Принимая все это как данность, можно сравнить химию уже в университете. При поступлении можно заметить, что оказывается химия подразделяется не только на органическую и неорганическую, а на большое количество подразделов. Но в чем же ее разница? В практике. В университете в отличии от школы присутствует не только лекции, но и практики, и лабораторные работы, на которых и проявляется весь интерес экспериментальных дисциплин( конечно, не все прям так радужно ведь в Вузе необходимо писать большое количество отчетов о проделанной работе, что не очень если честно). На лабораторных работах показываются многие интересные вещи на практике на условных моделях. Например, можно увидеть почему же не идет реакция, хотя в теории все должно быть, а все потому что кислота достаточно слабая и не может растворить соединение, которые оказывается кристаллическое. Либо можно увидеть как происходит изменение окраски раствора (Моя любимая реакция получения искусственной крови). Особенно интересно когда есть возможность увидеть электролиз. Мы на практике видим как происходит электролиз на деле, что происходит с заготовками, да и в принципе видим результат нашей работы, например наличие тонкого слоя металла на заготовке.
В итоге хотелось бы отметить, что химия в школе и в университете достаточно разные дисциплины. Конечно, в университете теории не меньше, а то и больше,но это компенсируется лабораторными работами, которые раскрывают дисциплину в новом свете. Можно ли винить кого-то в этом? Скорее всего нет. Ведь это происходит не потому что преподавателям лень всем этим заниматься, не потому что детям неинтересно, а скорее в излишней безопасности. Интересна ли химия? В школе скорее всего нет, а в университете каждый ответит на этот вопрос по-разному, но скажу так чтобы что-то было интересно этим нужно как минимум заниматься.