Её имя достаточно широко известно, но мало кто скажет точно, где и в какое время она правила и чем же столь знаменательна, что удостоилась чести войти в историю.
Во-первых, сам титул Томирис - царица, мягко выражаясь, условный. На самом деле она была предводителем одного из скифских племен, названного греками массагетами. Племя это было кочевое. Столицы, дворцов и прочих стереотипных атрибутов царей, разумеется, не было. Было скотоводческое дело, да постоянные войны и набеги.
Геродот рассказывал, что они собирают некие плоды деревьев, которые сжигают в костре и вдыхают дым, от которого пьянеют, пляшут и поют. Поведал он и свободных нравах массагетов в отношении женщин, что якобы там сильно не заморачивались и могли иметь временные отношения с любой понравившейся в моменте дамой. Является ли это фантазией древнего историка, либо имеет под собой реальную почву достоверно неизвестно, как равно и то, действительно ли они приносили в жертву своих старцев и потребляли их в пищу в ритуальных целях.
Итак, VI век до н.э. Время жизни Будды Шакьямуни, Заратустры. Начало Вавилонского плена евреев. Времена, в общем, непростые, но интересные. В эти годы персидский царь Кир Второй расширяет границы своей империи. Двигается он и в Скифию. Местные народы сопротивляются. в одном из таких сражений гибнет муж Томирис.
Кир настроен серьезно и снова идет покорять прикаспийские народы. Массагеты под руководством Томирис собирают новое войско и отправляют против персов. Во главе - сын правительницы Спаргапис.
Персам воевать не очень хочется, они сначала даже предложили Томирис вступить в династический брак. Она отказалась. Поэтому они идут на хитрость. Ставят военный лагерь, в котором остаются только пожилые, немощные люди, которые не могут принести на войне пользу. В этом военном лагере накрываются богатые столы с яствами и напитками, убаюкивающими бдительность. Отважные массагеты налетают на этот лагерь, естественно, легко расправляются с бывшими там ветеранами и инвалидами персидской армии и пируют на приготовленных харчах, празднуя победу. Когда скифы уже были не в состоянии стоять на ногах, появились войска персов и быстренько всех устраняют. Сын Томирис попадает в плен, где и покончил с собой сам (наверное).
Томирис часто называют отважной воительницей. Что она мужественна. Но это не так. Предводительница массагетов как раз очень женственна. Ибо она после произошедшего обижается на персов и обвиняет тех в кровожадности. Как будто сами массагеты шли на встречу персам, чтобы просить мира. Она словно забывает, что войска ее сына сами перебили прежде лагерь с фактически беззащитными людьми.
Итак, персы объявлены кровожадными и жестокими. Томирис, как и положено настоящей женщине, собирается мстить. Для этого она поднимает на войну буквально всех. Оставшихся мужчин, женщин. Эта правительница умеет подобрать нужные слова, чтобы у людей, которые вновь вышли против армии Кира не было страха, а была ярость. чтобы вооружены были они не мечами, а целью.
Персы же, в свою очередь, были столь увлечены своей свершившейся победой, что недооценили противника. В итоге скифы абсолютно разбили противника, сам Кир был убит.
И тут снова женщина. Томирис берет голову персидского царя. Окунает ее в бурдюк с кровью его соплеменников. Произносит победоносную речь о том, что вот теперь кровопийца утолит наконец свою жажду крови. последнее слово должно остаться за ней, в том числе и в прямом смысле, хоть оппонент уже и не может слышать эти речи.
Говорят, что затем Томирис основала город Томы (ныне - румынский город Констанца). Почему так далеко? Может быть, потому, что она не жила в прикаспийских степях, а, как говорил историк Иордан, была правительницей гетов и жила на балканах? С этим, конечно, не согласятся казахи, которые считают Томирис, практически, национальной героиней. Своя она и у азербайджанцев, у узбеков.
Кем она была на самом деле не важно, как и то, что Кир похоронен фактически у себя на родине в персидском городе Пасаргады, его останки видел Александр Македонский, удивляясь скромному убранству гробнице великого правителя. Гораздо важнее тот факт, что в столь давние времена женщина некая Томирис действительно смогла дать военный отпор неприятелю, сорганизовав свой народ. Женский подвиг в те суровые времена был столь примечателен, что распространился и прижился у разных народов.
А кем она была? Пусть и у этой женщины будет своя загадка.
А вот ещё про крутых женщин:
1. Софья Ковалевская
2. Солдат Маруся
3. Рогнеда