Найти в Дзене
НА ГРАНИ ИСТОРИИ

"Афтар жот", или что Хрущев хотел сделать с русским языком?

Оглавление

Советский союз в свое время сделал настоящий прорыв в образовании, создав доступное и бесплатное обучение народа необъятной страны на уровне "элитарных заведений" запада. Да, курс образования в средней школе СССР по качеству и наполненности соответствовал уровню "элитных школ" западных стран. Но такие успехи достигались не стразу.

Например, на заре СССР из-за того, что главным "сословием" страны стали малограмотные крестьяне и рабочие. Лозунг "Учиться, учиться, учиться" впитался не так быстро. В первые годы советов те, кто говорил и главное писал грамотно, мог попасть в опалу, ибо в грамотном человеке усматривали буржуя или дворянина. Безграмотность была одним из залогов безопасности. С годами конечно же ситуация менялась.

С чего все началось?

Серьезные преобразования образования начались после войны, но до расцвета 70-х было еще далеко. В начале шестидесятых в СССР серьезно встал вопрос о реформе русского языка, Никита Сергеевич Хрущев активно поддержал её и задал курс на максимальное упрощение орфографии русского языка. Почему то Хрущев

считал себя очень сведущим человеком во всех дисциплинах – в литературе, в изобразительном искусстве, в языкознании. Он легко давал характеристики писателям и художникам, их произведениям. Вероятно, Хрущев стремился подражать Сталину, хотя не обладал и половиной интеллектуального потенциала последнего.
Ликвидация безграмотности 1930е годы,важный прорыв СССР
Ликвидация безграмотности 1930е годы,важный прорыв СССР

Почему был выбран курс на упрощение? Тому было несколько причин:

Первое. К шестидесятым годам выяснилось, что больше половины учащихся школ систематически пишут с ошибками, остальные и вовсе не могут освоить грамматику, в союзных республиках ситуация была еще хуже.

Второе. Упрощение грамматики должно было привить любовь к русскому языку, как детей из деревенской среды, так и союзных республик, а не отталкивать, из-за проблем с освоением сложных правил.

Третье. Статистика и показатели: одни из главных символов советской эпохи. Упрощение языка должно было значительно улучшить показатели успеваемости и освоения программ учащимися, что стало бы " бальзамом на душу" для руководства.

юный Никита Сергеевич Хрущев
юный Никита Сергеевич Хрущев

Четвертое и самое неожиданное. Хотя Хрущев и считал себя знатоком во всем, но до конца жизни писал совершенно безграмотно, и был плохо образованным человеком:

Зимой посещал церковно-приходскую школу, где обучал его сельский батюшка, и обучался грамоте, летом работал пастухом. Когда Н. Хрущеву исполнилось девять лет, отец окончательно забрал его из школы и отправил работать в поле. "Я выучился считать до 30, и отец решил, что учения с меня хватит."

Плюс к этому революционная партшкола,вот и все "университеты" Хрущева. Сейчас немыслимо представить себе,что руководитель страны, которая запустила спутник и человека в космос, не мог даже нормально писать. Соответственно реформа по упрощению языка была яро поддержана Никитой Сергеевичем.

Каким должен был стать Хрущевский язык ?

С 1962 года была запущена пропагандистская программа о грядущей реформе языка.

В 1963 году Академия наук СССР основала Государственную орфографическую комиссию под председательством Виктора Виноградова – самого известного филолога Советского Союза.

В состав комиссии входили столпы языковой науки СССР: Д.Розенталь, С.Ожегов,писатели К. Чуковский, В. Лидин и заслуженные учителя союза.

С.И. Ожегов, создатель "Толкового словаря русского языка" в 1949 году
С.И. Ожегов, создатель "Толкового словаря русского языка" в 1949 году

Основной целью была выбрана фонетическая реформа языка, которая базировалась на двух основных правилах: ликвидация "твердого знака" и введение повсеместного правила "как слышится так и пишется". То есть например по окончанию реформы слова бы выглядели так : мыш, доч, ноч, циган, агурци, отци, жолтый, калбаса, брошура, молодеж,заец,лутший, сонце,што, ростение, заглаза, кашмар и так далее...( ну вправду настоящий кАшмар!)

Д.Э.Розенталь лингвист, ученый , создатель одного из лучших учебников русского языка
Д.Э.Розенталь лингвист, ученый , создатель одного из лучших учебников русского языка

Конечно, в среде интеллигенции это вызвало массу протестов и негодования. Противник фонетической реформы языка Семенихин привел наглядный пример как будет выглядеть послереформенный "хрущевский язык" :

«Вазможноли рускае фанетическае письмо? Это нисуразнейшый иссамых нисуразных вапросаф иба только таким ано и далжно быть. Этат выват так ачевиден што врядли стоит ево абасновывать. Лучшэе ево абаснавание наглядный пакас рускава фанетическава письма што я и придлагаю».

В итоге реформа не состоялась,отчасти потому что была не продуманна, но скорее всего из-за отставки Хрущева в 1964 году, и прихода к власти более образованного Брежнева! Спасибо вам, Леонид Ильич, и плачьте школьники!

Другие статьи на моем канале:

Почему появилась дикая мода на черепа, пудру и парики в XVIII веке?

Почему развал СССР начался после XX съезда КПСС?

Когда коррупция в Российской империи стала считаться нормой?

-6