Наш собеседник — Михаил Ненашев, член комитета Госдумы по обороне, капитан 1-го ранга запаса, лидер Общероссийского движения поддержки флота.
— Указом Президиума Верховного Совета СССР 3 сентября было объявлено Днем победы над Японией. Этот указ и в наши дни не утратил юридической силы. Но из официального календаря знаменательных исторических дат День победы над Японией был исключен и фактически игнорировался.
Это наносит моральную обиду ветеранам, которые участвовали в боевых действиях на Дальнем Востоке, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, всем имеющим собственное достоинство гражданам. Благодаря успешным сражениям нашего флота и армии были освобождены Китай, Монголия, Корея, хотя многие в мире изо всех сил стараются ныне принизить роль России во Второй мировой войне.
А почему 2 сентября? Именно в этот день в 1945 году Япония подписала Акт о безоговорочной капитуляции. Тем самым была поставлена точка во Второй мировой войне.
Говоря о многолетнем и многотрудном процессе принятия этого закона, воздаю должное достойной позиции сахалинских депутатов, общественным организациям и деятелям, представителям других дальневосточных регионов России, которые долгие годы настойчиво и последовательно выступали за установление этой даты. Особо хочу отметить последовательную работу в этом направлении Общероссийского движения поддержки флота.
— Ваш законопроект о внесении 2 сентября в перечень “дней воинской славы и памятных дат России” был внесен в Государственную Думу еще 13 октября 1997 года и все эти 13 лет пылился без движения...
— Почему без движения? Он был принят Госдумой и одобрен Советом Федерации, но тогдашний Президент России 30 октября 1998 года его не подписал под давлением тех, кто в то время влиял на внешнюю политику нашей страны. Соответствующие законопроекты и после этого неоднократно вносились в Государственную Думу, но отклонялись по формальным основаниям…
— И все-таки хочу вернуть наш разговор к многострадальной идее жителей Сахалина и Курил официально отмечать День победы над Японией в масштабах всей страны. Сегодня мы видим, что определенные силы хотели заставить нас забыть его. Чем они мотивировали свою позицию?
— Один из авторов законодательной инициативы, депутат Государственной Думы предыдущего созыва, в официальном письме сообщил, что ее реализация приостановлена из-за отрицательного отношения к ней у Правительства России. Свою позицию чиновники чаще всего обосновывали неточностями “в представленном финансово-экономическом обосновании” документа. Независимые эксперты эти аргументы называли надуманными.
— В СМИ в свое время был предан гласности документ за подписью одного из ныне действующих заместителей Председателя Правительства России, где в качестве причины, отвергающей законопроект, сообщалось, что “победа над милитаристской Японией была достигнута с использованием одним из участников коалиции оружия массового уничтожения, в применении которого не было необходимости “. В народе в таких ситуациях говорят: валить с больной головы на здоровую...
— Вот и депутаты вполне справедливо считают, что нет никакой связи между применением США атомной бомбы и победой нашей страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Наше государство такого оружия не использовало, согласие на его применение не давало, в зоне действий советских войск оно не применялось и влияния на победу нашей армии и флота не оказало. Наоборот, вступление России в войну с Японией ускорило ее капитуляцию и окончание Второй мировой войны.
Мотивы некоторых чиновников не столько удивляют, сколько удручают и пугают. Можно ли считать нормальным официальный ответ одного из ведомств, который гласит: “Установление Дня победы над Японией не будет в полной мере соответствовать концепции закона, фиксирующего только те победы, которые сыграли решающую роль в истории России”?!
Возможно, иные министры, их подчиненные плохо учились в школе и не чтят подвиги своих дедов и прадедов, но дело здесь в другом. Суть подобных ущербных вывертов — в приспособленчестве, в отсутствии чувства национального достоинства. А нам есть чем гордиться. Маньчжурская стратегическая наступательная операция — одно из самых блестящих сражений Второй мировой войны. За короткий срок была осуществлена перегруппировка 400 тысяч человек, 7 тысяч артиллерийских орудий, 2 тысяч танков, 1100 самолетов, большого количества других материальных средств. В результате этой операции была разгромлена самая сильная группировка войск Японии — миллионная Квантунская армия. Полностью освобождены Маньчжурия, Ляодунский полуостров, Северо-Восточный Китай, южная часть Сахалина, Курильские острова и северная часть Кореи по 38-ю параллель. Япония лишилась всех плацдармов, военно-экономических баз на материке и островах, которые она использовала для подготовки к нападению на нашу страну.
…Только успешное проведение Маньчжурской наступательной операции предотвратило огромные жертвы. Наша победа на Дальнем Востоке в 1945 году смыла горечь поражений Русско-японской войны 1904—1905 годов и вернула России ее исконные земли — Курильские острова и часть Сахалина.
За победу над Японией нам пришлось заплатить высокую цену. Во время Маньчжурской операции наши войска потеряли свыше 36 тысяч солдат и офицеров. При освобождении Южного Сахалина и Курильских островов погибло более двух тысяч человек. За отвагу и мужество при разгроме Квантунской армии сотни тысяч воинов награждены орденами и медалями. Героями Советского Союза за освобождение Южного Сахалина и Курильских островов стали 93 человека. Медалью “За победу над Японией” награждено около двух миллионов солдат и офицеров.
— Медаль “За победу над Японией“ есть, а Дня победы над Японией не было.
— Получается так.
— Как относитесь к тому, что парламент Японии одобрил законопроект, в котором объявил четыре российских острова Южно-Курильской гряды: Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи “оккупированными территориями” и призвал к их скорейшему возвращению?
— Это свидетельствует о существовании, а точнее, о росте милитаристских настроений как в части японского общества, так и в определенных политических силах Страны восходящего солнца. Поддерживая напряженность в отношениях с Россией, они вредят своей стране и угрожают безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Япония была страной-агрессором, потерпела во Второй мировой войне поражение и 2 сентября 1945 года подписала Акт о капитуляции. На его основании было временно приостановлено существование Японии в качестве суверенного государства и субъекта международного права, международных и межгосударственных отношений. Все Курилы, остров Сахалин возвращались России навсегда. То же подтвердила Потсдамская декларация: “...после полной и безоговорочной капитуляции суверенитет Японии будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и теми менее крупными островами, которые мы укажем”. Эти последние слова свидетельствуют об утрате Японией даже права обсуждать условия послевоенного урегулирования.
В подписанном 8 сентября 1951 года в Сан-Франциско Мирном Договоре в статье 2 говорится: “Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 года”. Его подписало 51 государство, в том числе США и полномочный представитель Японии. Таковы факты истории, которые разделяют и здравомыслящие японские исследователи.
— В полемике о компромиссном решении “северных территорий” нередко ссылаются на Советско-японскую декларацию 1956 года. В чем ее суть?
— Она была подписана 19 октября 1956 года и зафиксировала готовность нашего государства передать Японии острова Хабомаи и Шикотан, но только после заключения мирного договора. В ней речь идет не о “возвращении”, а о “передаче”, то есть о готовности распорядиться в качестве доброй воли частью своей территории, что не создает прецедента ревизии итогов войны. Все ее пункты фактически являются протоколом о намерениях, выполнение которых зависит от определенных условий. Подписание Советско-японской декларации по опрометчивому замыслу Никиты Хрущева должно было удержать Японию от заключения договора о военном сотрудничестве с США. Однако такой договор был подписан 19 января 1960 года и закрепил бессрочное пребывание американских вооруженных сил на японской территории. Уже 27 января 1960 года советское правительство в меморандуме объявило об изменении обстоятельств и подчеркнуло: “Только при условии вывода всех иностранных войск с территории Японии и подписания мирного договора между Советским Союзом и Японией острова Хабомаи и Шикотан будут переданы Японии”. Вся ответственность возлагалась на Японию, которая заключила договор с США и полностью изменила обстоятельства.
— И все-таки в СМИ время от времени гуляет информация о том, что определенные силы пытаются состряпать некое кулуарное решение, связанное с возможной передачей российских островов Японии...
— Есть такие опасения. К сожалению, еще не исчезли из властных и политических структур те, кто пытается навязать нам, мировому сообществу тему “возвращения” островов Японии. Многие не совсем понимают: сам спор по этому поводу подрывает итоги Второй мировой войны и открывает возможность в международном масштабе аннулирования существующего территориального статус-кво. Напоминаю особо “забывчивым”: по итогам 1945 года Эльзас и Лотарингия стали частью Франции, хотя в течение столетия в разное время входили в Германию; Силезия передана Польше, хотя 400 лет была частью Пруссии, Додеканезские острова отошли Греции, хотя много десятилетий являлись территорией Италии. Решения Ялты и Потсдама находятся в одном пакете и являются основой послевоенной архитектуры международного существования и безопасности. Россия, выступив в союзе с теми, кто защитил мир от агрессии японского милитаризма, лишь вернула свои исконные территории в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Как говорится, чужой земли нам не надо, но и своей ни пяди не отдадим!
Беседу вел Павел Анохин. Из интервью журналу «Российская Федерация сегодня» №18, сентябрь 2010 г.
Книга "Мы всё ещё русские" здесь