Найти тему
Игорь Качарава

Невозможное возможно... Или всё-таки нет?

В этой небольшой статье я хотел бы поделиться своими соображениями относительно того, почему "кровавый русский бунт" невозможен в наши дни.

Главной причиной, от которой нужно отталкиваться, это социо-культурные особенности.

Прежде всего мы должны вернуться к старомодной парадигме восприятия времени - линейному восприятию. И отойти немного в сторону.

Русская культура всегда строилась на отрицании нажитого опыта. Вспомним насильственное насаждение христианства. Вспомним дальнейшее заимствование через прорубленное окно в Европу. Переходящую моду на все французское, то на все немецкое. Спору нет, было много чего и уникального, чисто русского, однако вся эта поверхностная самобытность строилась на веках приспособления и заимствований. Поэтому каждые пару веков могла образовываться стабильная социо-культурная система. Но она не имел под собой никакого прочного фундамента, из-за чего любой сколь серьезный удар по этой системе и она рушилась. Но что случилось с приходом советской власти. С приходом советской власти было решено сделать нечто свое, уникальное, в противовес всему миру. Отношение к тому, что было в советское время может быть разным, но очевидно одно - это была изолированная система. Понятное дело, что не для всех, ведь как мы знаем все люди равны, но некоторые ровнее. В массе своей большинство людей не заметило этого перехода, но его заметили те, кто был носителем культуры - интеллигенция. Не нужно рассказывать о том, что стало с ней, мы это хорошо знаем и помним. В новом концепте восприятия действительности она выжить не смогла. Кто уехал, кто умер - чаще не своей смертью.

Вперёд к развалу
Вперёд к развалу

Итак, мы имеем яростное отрицание, уничтожение нажитого багажа опыта прошлых эпох, уничтожение носителей культуры, насаждение новой идеологии, призванной стать стержнем для формирования нового типа людей, общества. Но сколько нужно времени, для того, чтобы эта система стала работающий? Века. Но не проходит и столетия, как все это рушится. Теперь оказывается, что коммунизм это плохо, СССР себя изжил. Люди вздыхают с облегчением, смотря на то, как рынок заполняется товарами и услугами некогда вражеского капиталистического мира. Но а что дальше? Связи с тем миром, который существовал до 1917 года больше нет. Между ним и новым поколением людей советский период, который теперь не во главе парада, а уже жалко плетется в конце процессии, вялым голосом выкрикивая лозунги, давно ставшие в один ряд с анекдотами. Вроде бы нужно отстраивать новую систему, ведь нет никакой общности, нет никакого стрежня, есть лишь переживание "вьетнамских флешбеков" и постоянное ориентирование на низовой культурный пласт западного мира - потребление. Но вместо этого людей вводят в состояние, когда их кругозор, широта мысли и мировоззренческий уклад сводятся практически до нуля. Ибо все, что интересует человека Путинской эпохи, это решение бытовых проблем, связанных с сиюминутным результатом. С желанием дотянуть до завтра, или до следующей недели. У такого человека его мир ограничен его двором, селом, и в лучшем случае городом. Эта замкнутая система состоящая из постоянного потребления и работы ради того, чтобы выжить, не более того. Мыслить этими категориями становится привычкой. От сюда начинает шагать новая ментальность, схожая с той, что была у крепостных крестьян на Руси.

А почему тогда вы спросите, люди не видят первопричину того, почему они живут не так, как им бы хотелось?

Во первых такими вопросами задаются лишь жители Москвы и Питера, ибо это города, так или иначе не дающие человеку замкнуться, а постоянно подгоняющие его под тренды современного цивилизованного мира. В остальной России люди не задают такой вопрос, они либо жалуются на конкретные несоответствия в их быту, либо вовсе не имеют амбициозных целей купить вторую квартиру или съездить в кругосветное путешествие. Вся их амбициозность реализуется в той системе, в которой они живут. Пойти с друзьями на шашлыки, взять кредит на Айфон, купить по акции сковородку.

Во вторых, советское время так или иначе наложило отпечаток на образ мышления человека, где в системе ценностей человек не на первом месте, а значит его права не являются чем-то священным. На первом месте государство (фашизм, не иначе). Поэтому если конкретно у тебя что-то не получается, мало платят на работе, то самый максимум это "начальник козёл", но ни в коем случае не экономическая ситуация в стране. Ибо опять - система, в ней нет таких обширных понятий. Чаще всего человек сам себя винит, и сам себя наказывает. В этой ситуации государство выступает в роли большого брата, примером для подражания, тем, чье внимание и расположение нужно заслужить. И никак не требовать, ибо чтобы требовать ты должен быть кем-то, а ты никто. Человек хочет быть сопричастным с тем, кто лучше и сильнее его. Поэтому такая поддержка силовых решений, такая поддержка милитаризма, ведь человек сидит и говорит себе "Ах вот как мы можем этих тупых американцев к ногтю прижать, вот мы какие сильные, какой я сильный". Так мыслит человек в провинции. А вся Россия это одна большая провинция. Связано это с огромным количеством факторов. Это и образование, которое превратилось в одно большое мракобесие, и большая удаленность между скоплениями масс людей, и слаборазвитая инфраструктура, нищета, а самое главное что из всего вытекает - отсутствие культуры, как явления, которое эволюционным путем двигает ту или иную народность.

Наивный, и самое главное, абсолютно безобидный мирный протест - преступление в современной России
Наивный, и самое главное, абсолютно безобидный мирный протест - преступление в современной России

При таком положении дел, человек не приспособлен к самоорганизации. Система координат, в которой он живёт, такого не предполагает. Наоборот, любая попытка такой организации, даже пусть на чужом примере, будет встречать массу негодования. Ибо это разрушение привычного мироуклада. Прибавьте к этому железобетонную пропаганду и вы получите человека, который ни за что не выйдет на улицу скандировать "Долой власть, долой Путина". Этот человек никогда не пойдет на решительные действия.

Но что в таком случае нужно делать тем, кто это все понимает? Нам с вами? Необходимо заниматься просвещением. Но не для того, чтобы вести людей на кровавую бойню, а для того, чтобы они перестали быть винтиками в этой прогнившей системе, перестали быть новой нефтью для путинского олигархата. Ведь самоорганизация и последующий протест, в нашем 21 веке, могут и должен быть политическим и в рамках правового поля. Или хотя бы в рамках здравого смысла, если закон не исполняется теми, кто этот закон пишет.

Всем спасибо за чтение.