Найти тему
Историческое оружиеведение

Зачем наклоняли рукоять к лезвию клинка на грузинских палашах XVIII - XIX веков?

Илл. 1. Грузинские палаши с наклоненными к лезвию клинка рукоятями.
Илл. 1. Грузинские палаши с наклоненными к лезвию клинка рукоятями.

Среди большого спектра длинноклинкового оружия, которое использовалось на Кавказе, есть группа палашей, которая сразу обращает на себя внимание как специалистов, так и любителей своим необычным видом: их рукояти имеют очень сильный наклон к лезвию клинка, достигавший на некоторых образцах 30 градусов. Эти палаши (впрочем, сохранились и сабли с таким наклоном эфеса) были распространены преимущественно в Грузии (илл. 1). Смысл наклона мог быть настолько неясен, что, например, в 80-е годы ХХ века исследователь кавказского оружия А.Кузнецов, описывая палаш такого типа, заявил: "Рукоять его с головкой загнуты к лезвию под углом в 25 градусов, что делает его непригодным для рубки. Это всего лишь парадная вещь, дань традиции: рукоять, бывало, немного наклоняли к лезвию, а здесь перестарались". Однако исследователь был не прав.

Впервые на эту необычную конструкцию обратил внимание российский оружиевед Э. Ленц в 1913 году в статье на немецком языке, заметив, что эфес рассматриваемого им палаша "расположен под необычно острым углом к режущей кромке клинка". Оружиевед отметил также и то, что такой наклон не является чем-то уникальным: он встречается на некоторых образцах старого оружия из разных регионов мира (илл. 2).

Илл. 2. Образцы длинноклинкового оружия с нехарактерным наклоном рукояти к лезвию клинка из статьи Э. Ленца.
Илл. 2. Образцы длинноклинкового оружия с нехарактерным наклоном рукояти к лезвию клинка из статьи Э. Ленца.

Следует сказать, что наклон рукояти к лезвию у длинноклинкового оружия на бóлее или менее заметный угол встречается уже на ранних кочевнических саблях. Сильный наклон встречается реже, но тоже известен довольно широко. так, например, он есть у т.н. сабли Карла Великого и у двух сабель, найденных в захоронениях венгерских воинов. Все эти сабли датируются Х веком. Угол наклон сабельной рукояти некоторых венгерских сабель достигает угол наклона рукоятей грузинских палашей, то есть 20 – 25 градусов, хотя наклон начинается не от гарды, а на расстоянии 1/3 от нее (илл. 3).

Илл. 3. Две венгерсккие сабли и "сабля Карла Великого".
Илл. 3. Две венгерсккие сабли и "сабля Карла Великого".

Размышляя над этой "необычностью", Э. Ленц предположил, что "Причина могла заключаться ни в чём ином, как в осознанной коррекции или модификации тупого угла, который запястье образовывало с осью клинка при вытянутой руке, даже , когда лучезапястный сустав сильно согнут вниз. Иными словами: при рукояти, выгнутой вперед, ось клинка примерно совпадает с горизонтальным уровнем руки, и действие клинка на точку удара развивается почти в перпендикулярном направлении, что усиливает мощь удара, не ухудшая при этом тянущее движение, которое становится результатом кривого изгиба режущего лезвия". Такое предположение было вполне обоснованным: получавшееся держание клинка можно встретить у венгерских кавалеристов в начале XIX века (илл. 4). К усилению рубящих свойств клинка стремились и разработчики русской шашки обр. 1881 года, когда наклонили ее рукоять к лезвию клинка, отмечая, что такая посадка приводила к тому, что клинок "чувствителен впереди рукоятки; от этого при действиях шашкой...несколько увлекает шашку вперед, т.е. к стороне неприятеля. Сабли с этими свойствами называются ведущими саблями".

Илл. 4. Венгерский кавалерист на первом плане справа показывает, что получается при удерживании сабли "пистолетным" хватом (фото 1917 г.).
Илл. 4. Венгерский кавалерист на первом плане справа показывает, что получается при удерживании сабли "пистолетным" хватом (фото 1917 г.).

Однако наклон рукояти к лезвию клинка не только обеспечивал "ведущие" свойства клинка, но и улучшал колющие свойства клинка: как писали разработчики все той же шашки обр. 1881 года, "для того, чтобы можно было верно направлять шашку для колки, средняя линия рукояти, будучи продолжена, выходит прямо в острие боевого конца клинка, причем, для улучшения проникновения в препятствие, конец этот сделан в виде двустороннего копья с острыми ребрами на обеих сторонах". Именно к этому - усилению в первую очередь колющих свойств сабли стремились, например, и немцы, разрабатывая свою кавалерийскую шпагу (kavalerie degen) обр. 1889 года (илл. 5). Очевидно, укол имелся в виду и мастерами, делавшими грузинские палаши - острия их клинков имели форму, которая сегодня называется "клип-пойнт" (илл. 1).

Илл. 5. Немецкая кавалерийская шпага обр. 1889 г.
Илл. 5. Немецкая кавалерийская шпага обр. 1889 г.

При написании статьи использовалась статья журнала "Историческое оружиеведение" №1, 2015 г. Бакрадзе И., Кизириа В. Западногрузинские палаши и сабли с наклонным эфесом открытого типа и их место в эволюции кавказского длинноклинкового оружия.

О тренировочном оружии для рубки свинца вы можете прочитать здесь.

О флиссе, марокканском ятагане, вы можете прочитать здесь.

О кавалерийских мачете вы можете прочитать здесь.

Мы продолжим публикации материалов об оружии разных стран мира и разных веков. Подписывайтесь на канал "Историческое оружиеведение", следите за публикациями, делитесь интересными статьями, ставьте лайки, комментируйте и задавайте вопросы. Это поможет развивать канал!