(Часть 5 смотрите здесь)
Конгресс первый: ХХII Всемирный философский конгресс «Переосмысливая философию сегодня» (Сеул, Южная Корея, 2008).
Так как в предыдущем рассказе я уже загрузил вас тем, о чем говорят философы на конгрессах, то на этот раз я расскажу о том, чем занимаются философы всего мира, когда не заняты своими докладами и дискуссиями.
Итак, я прочитал свой доклад на второй день работы конгресса, а впереди было еще 5 дней. У меня был выбор, как провести эти 5 дней: слушать интересующие меня доклады на конгрессе или гулять по Сеулу. Я разделил свое время между этими опциями примерно поровну.
Гулять по Сеулу опять-таки можно было двояко
(на языке философии двоякость данного рода называется дихотомия):
либо примкнуть к организованной в составе группы экскурсии, либо гулять самому по себе. И опять, я разделил свое время примерно поровну между организованными экскурсиями и вольными прогулками.
Экскурсии. Саманта. Первое, что было очень интересно на экскурсии – это девушка-экскурсовод, с английским именем Саманта. Свое корейское имя она называть не стала, сказав, что нам, не корейцам, его все равно не выговорить. А кореянки, которые общаются с иностранцами, часто придумывают себе европейские имена (культурная дихотомия). Мы – это интернациональная группа экскурсантов из, наверное, 8 или 10 стран, которые с воодушевлением набились в автобус и приготовились фотографировать, и слушать, и смотреть. А первое, на что было интересно смотреть – это улыбка Саманты! Она так легко и заразительно улыбалась, что все экскурсанты начинали улыбаться тоже, забывая про свою привычную сосредоточенность и серьезность; и уж точно не меньше половины автобуса принялась ее фотографировать. Ни один из нас, даже люди из благополучных стран, типа США и Германии, не мог понять, как можно так открыто и неописуемо просто улыбаться? Наверное, жизнь у них в Корее такая безоблачная? Так может улыбаться только человек, которого никто никогда не обижал, не унижал, который никогда не видел зла и забот, у которого нет проблем и трудностей в жизни вообще!
Короче, если вы не видели улыбку Саманты, то вы не имеете представление, какой может быть настоящая радость и человеческая улыбка.
Саманта, однако, быстро пресекла эту анархическую фотосессию, заявив, полушутя-полусерьезно, что, мол, если вы не перестанете меня фотографировать, я перестану вам улыбаться, а каждое фото с ее улыбкой стоит 10 долларов.
Военный мемориал. Это огромный военно-исторический музей, с экспонатами как в залах, так и на открытом воздухе.
Важная часть экспозиции посвящена корейской войне 1953 года, после которой страна была разделена надвое (снова дихотомия).
Как вы знаете, США поддерживали южан, а СССР – северян. Но кроме США южан поддерживали многие страны мира в составе миротворческой миссии ООН. И имена всех погибших на той войне написаны на мемориальных досках: каждой стране посвящена одна или несколько мемориальных досок. Там – целая галерея, идешь по ней, а справа и слева от тебя – длинная череда досок с написанными именами.
И вот осмотр военного мемориала начался с этой галереи… Я этого ощущения никогда не забуду, у меня до сих пор мурашки бегут по спине! Почему? А вот идем мы по этой галерее, читаем имена справа, слева, и пожилой американский коллега говорит мне: мой брат погиб на этой войне! Ну, вы знаете, что СССР был врагом южной части Кореи и США тогда… А я из бывшего СССР, России, то есть из вражеской страны. И сейчас нахожусь в стране, с которой моя страна когда-то воевала, и иду рядом с тем, у кого погиб брат в бою с нашей армией. И он, этот американец, наверное, это понимает. И я реально ощутил, впервые за всю жизнь, что вот эти люди, корейцы и американцы, меня могут воспринимать как врага.
Мы же, те, кто воспитан в СССР, привыкли думать, что наша страна – всем друг и брат и мы никому не желаем зла и войны, а только добра и мира. И все народы нам братья и любят нас и рады нам. А тут мне на уровне ощущений стало понятно, что это не так, что мы тоже причиняли боль и зло, даже приносили кому-то смерть и горе. И вот опять – дихотомия – как мне теперь относиться к своей стране, что думать о ней?
(продолжение следует)