Кукуруза зеленая
The Corn Is Green
1945, режиссер Ирвинг Раппер
1895 год. мисс Моффат (Бетт Дэвис) поселяется в небольшой уэльсской деревушке. вся ее семья - служанка, бывшая воровка, и ее незаконная дочь, строптивая девица без моральных ценностей. пожалуй, это уже кое-что говорит об этой немного экстравагантной, самостоятельной, просвещенной и плевавшей на условности леди.
первое, на что обращает внимание мисс Моффат - на приближающуюся к дому процессию, поющую слаженным хором песню на валлийском языке. оказывается, это шахтеры идут со смены. она спрашивает новых знакомых:
- сколько детей в деревне?
- какого возраста?
- лет 16-17.
- в наших краях дети те, кому нет 12. в 12 их отправляют на шахту, и в неделю они уже старики.
- а сколько из них умеют читать и писать?
- ни один.
мисс Моффат решает, что деревне необходима школа, и присматривает пустующий амбар для занятий. но местный сквайр, усмотрев угрозу своим доходам, вставляет ей палки в колеса. мисс Моффат уже было отказывается от своей затеи. но садится проверять уже сданные сочинения на тему "Как бы я провел свой выходной" - "бы" только потому, что у них выходных не бывает. и вдруг среди "я бы поел, потом поспал, потом погулял и еще поспал" обнаруживает удивительно поэтичное эссе от человека, который осмысливает тяжелый труд, преломляя свои ощущения через мечты, облагораживая действительность желанным солнечным лучом, прикосновением к кукурузе на воображаемом поле. это один из вполне взрослых учеников, Морган (Джон Долл).
женщина принимает решение не отступаться от своей затеи со школой, а Моргана начинает учить дополнительно. он старается и явно талантлив. над ним посмеиваются приятели, но его манят более высокие возможности и уровни, чем работа на шахте. к тому же учительница умело его мотивирует, намекая, что он ее надежда и не может так подвести.
а тем временем деревня привыкает к школе. авторитет учительницы растет, и даже сквайр начинает ей понемногу помогать.
и тут наступает момент, когда вся деревня провожает Моргана на экзамен в Оксфорд и, волнуясь, ждет результата.
но было бы слишком просто, если бы все закончилось благополучно. но нет, появляется препятствие для дальнейшего пути парня, вложившего столько сил, получившего столько помощи от окружающих.
фильм, конечно, в первую очередь имеет социальное звучание. он поставлен по пьесе Эмлина Уильямса, основанной на истории его жизни. это он выведен как Морган, это его учительница - прототип мисс Моффат. именно благодаря ей он, мальчишка из бедного шахтерского поселка, выучился и стал драматургом и актером.
сама история, может быть, не слишком увлекательная, но она рассказана с таким чудесным юмором. чего стоит хотя бы героиня. она за словом в карман не лезет, она умеет работать с людьми и обращать на свою сторону, она совершает серьезный поступок, чтобы помочь ученику, и притом признает, что пожалуй была не совсем права - но она добилась нужного и теперь хочет избавить Моргана от чувства ответственности за ее вклад.
Бетт Дэвис в свои 37 выглядит этакой взрослой дамочкой с морщинками вокруг глаз, но она способна и на велосипеде проехаться, и озорно пошутить, и манипулировать людьми с помощью лести и обмана - правда, всегда в благих целях.
ярчайшие персонажи - служанка мисс Уотти: где бы я ни появилась, там всегда что-нибудь пропадало. и обычно это было моих рук дело.
ее дочка Бесси (Джоан Лоринг), которая своими нехитрыми махинациями способна поломать жизнь кому угодно. при этом мать от нее открещивается, потому что ей своя же дочь не нравится.
и двое помощников, милые добродушные мисс Ронберри и мистер Джонс:
- что это вы такое поете?
- о том, что нечестивые должны гореть в аду.
и музыка, удивительное хоровое пение. оно кажется профессиональным, оно разложено по голосам, и на фоне бедноватых видов деревни рождает ощущение мюзикла. говорят, Уэльс славится своим традиционным пением, и в этом фильме у него отдельная роль.
оно объединяет, настраивает, успокаивает, волнует и даже соблазняет. и главное - создает атмосферу, без которой было бы немного грустнее.
Джоан Лоринг и Джон Долл были номинированы на Оскар за роли второго плана.
Джоан я бы особо выделила. у нее очень характерная роль (да собственно, кто в этом фильме не таков?). от пустоголовой нелюбимой дочери воровки, падкой до платьев и мужчин, она проходит некоторый путь - увы, не слишком благодетельный. становится содержанкой и легко отказывается от своего ребенка - то есть идет дальше матери. и этот поступок играет особую роль в сюжете. впрочем, может, это даже к лучшему.
потому что фильм на самом деле оптимистичен. до времен, когда женщина добьется авторитета в обществе, а дети рабочих смогут учиться в престижных заведениях, еще далеко. но небольшие важные шаги к этому делают герои фильма.
ps. коллажи мои.