За многие году существования танков появилось много средств защиты от обычной стали, до создания облегчённых алюминиевых сплавов, композитного бронирования, различных систем оповещения, отстрела дымов, комплексом активной защиты и как это не странно – защита баками с горючим, или смазочными материалами. Если предыдущие пункты сравнительно безопасны, то топливный бак в качестве защиты не то что звучит, а даже выглядит абсурдно. Но так ли это на самом деле?
Где можно встретить защиту топливом?
На самом деле, защита танка путём установки топливного бака весьма распространённое явление. Оно активно практиковалось в СССР ещё с танков ИС. Но там, по большей части, баки расположили из-за скромных размеров боевого отделения. Почти то же самое сделали на Т-44 и последующих машинах, с тем лишь отличием, что это было сделано намеренно. Т-44, Т-54, Т-55, Т-62 и даже машины семейства Т-64 имеют бак, а иногда и два, сразу за лобовой бронёй.
При таком решении идёт расчёт на то, что экипаж не будет использовать передний топливный бак в качестве основного, оставляя его в качестве резерва. Главными источниками горючего были баки за боевым отделением, которые отделялись броневыми перегородками. С целью повышения выживаемости, баки протектируют, используя самозатягивающуюся резину, разного рода реагенты, которые заполняют бак при утечке топлива, или своеобразные металлические губки. Имеют место быть криогенные вещества и реагенты в системах пожаротушения.
Кроме СССР, защиту из топливных баков практикуют в США Германии и других странах. Даже по сей день протектированные баки за лобовой и бортовой бронёй используют в «Абрамсе», «Леопарде 2», AMX-56, Т-90 и прочих машинах мира.
Как это работает?
Как уже было сказано выше, топливный бак за лобовой бронёй был крайним резервом. Это связано с парой всем известных особенностей – возгорание топлива и детонация паров.
Чтобы топливный бак спас экипаж, необходимо, чтобы ёмкость была полной, а её объём обладал существенным габаритом. В таком случае, бак с жидкостью гораздо лучше будет сдерживать осколки и кумулятивную струю. Разумеется, произойдёт пожар, но с большой долей вероятности, пробоина будет только с внешней стороны. То есть, пылающая жидкость не будет особо опасной для танкистов, а система пожаротушения ликвидирует очаг возгорания.
Есть и «другая сторона медали»… Если бак будет использоваться, то с огромной вероятностью, пары горючего взорвутся, приведя к ужасным последствиям. Так что защита путём размещения горючего во лбу не такая уж и хорошая идея.
Но есть ещё один метод, о котором вы наверняка не знали. Им пользуются шведы со своим танком Strv 103. Машина довольно лёгкая и не имеет башни. Та и в целом наведения осуществляет водитель. Особенность защиты – канистры с топливом, закрывающие часть ходовой. Они весят на крепежах по отдельности и даже в случае детонации, взрыв не нанесёт серьёзных повреждений, а какие-то слабые снаряды будут сильно терять поражающее действие. Не стоит забывать и про то, что экипажу не страшен взрыв 10-20 литров топлива за бронёй, а цепная реакция практически не возможна.
Итог.
Защита в виде топливных баков очень спорное решение во многих отношениях, та и в целом подход ситуативный. Экипаж не имеет никаких гарантий, как и в других подходах бронирования и маскировки. Однако, если бы метод не был действенным, им бы пользовались… Особенно если взять в учёт тот факт, что даже прославленный «Абрамс» во лбу корпуса имеет баки с топливом – прям как «ужасный» советский Т-72.
Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.