Найти тему
VarТехник

Защита танка топливным баком. Абсурд, или гениальная идея?

Оглавление

За многие году существования танков появилось много средств защиты от обычной стали, до создания облегчённых алюминиевых сплавов, композитного бронирования, различных систем оповещения, отстрела дымов, комплексом активной защиты и как это не странно – защита баками с горючим, или смазочными материалами. Если предыдущие пункты сравнительно безопасны, то топливный бак в качестве защиты не то что звучит, а даже выглядит абсурдно. Но так ли это на самом деле?

Где можно встретить защиту топливом?

На самом деле, защита танка путём установки топливного бака весьма распространённое явление. Оно активно практиковалось в СССР ещё с танков ИС. Но там, по большей части, баки расположили из-за скромных размеров боевого отделения. Почти то же самое сделали на Т-44 и последующих машинах, с тем лишь отличием, что это было сделано намеренно. Т-44, Т-54, Т-55, Т-62 и даже машины семейства Т-64 имеют бак, а иногда и два, сразу за лобовой бронёй.

При таком решении идёт расчёт на то, что экипаж не будет использовать передний топливный бак в качестве основного, оставляя его в качестве резерва. Главными источниками горючего были баки за боевым отделением, которые отделялись броневыми перегородками. С целью повышения выживаемости, баки протектируют, используя самозатягивающуюся резину, разного рода реагенты, которые заполняют бак при утечке топлива, или своеобразные металлические губки. Имеют место быть криогенные вещества и реагенты в системах пожаротушения.

Кроме СССР, защиту из топливных баков практикуют в США Германии и других странах. Даже по сей день протектированные баки за лобовой и бортовой бронёй используют в «Абрамсе», «Леопарде 2», AMX-56, Т-90 и прочих машинах мира.

Как это работает?

Как уже было сказано выше, топливный бак за лобовой бронёй был крайним резервом. Это связано с парой всем известных особенностей – возгорание топлива и детонация паров.

Чтобы топливный бак спас экипаж, необходимо, чтобы ёмкость была полной, а её объём обладал существенным габаритом. В таком случае, бак с жидкостью гораздо лучше будет сдерживать осколки и кумулятивную струю. Разумеется, произойдёт пожар, но с большой долей вероятности, пробоина будет только с внешней стороны. То есть, пылающая жидкость не будет особо опасной для танкистов, а система пожаротушения ликвидирует очаг возгорания.

Есть и «другая сторона медали»… Если бак будет использоваться, то с огромной вероятностью, пары горючего взорвутся, приведя к ужасным последствиям. Так что защита путём размещения горючего во лбу не такая уж и хорошая идея.

Но есть ещё один метод, о котором вы наверняка не знали. Им пользуются шведы со своим танком Strv 103. Машина довольно лёгкая и не имеет башни. Та и в целом наведения осуществляет водитель. Особенность защиты – канистры с топливом, закрывающие часть ходовой. Они весят на крепежах по отдельности и даже в случае детонации, взрыв не нанесёт серьёзных повреждений, а какие-то слабые снаряды будут сильно терять поражающее действие. Не стоит забывать и про то, что экипажу не страшен взрыв 10-20 литров топлива за бронёй, а цепная реакция практически не возможна.

-6

Итог.

Защита в виде топливных баков очень спорное решение во многих отношениях, та и в целом подход ситуативный. Экипаж не имеет никаких гарантий, как и в других подходах бронирования и маскировки. Однако, если бы метод не был действенным, им бы пользовались… Особенно если взять в учёт тот факт, что даже прославленный «Абрамс» во лбу корпуса имеет баки с топливом – прям как «ужасный» советский Т-72.

Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.