Найти тему
Рем Ворд

Досье на всех. Наши навсегда. Полная информация. Юрий Гагарин

Юрий Алексеевич Гагарин. Первый человек, вышедший на околоземную орбиту. Летчик-космонавт. Рождение: 1934 г., село Клушино, Гжатского района Смоленской области, фактически — роддом Гжатска, семья плотника и работницы молочной фермы.

С 1 сентября 1941 г. — начало учебы в школе. С 12 октября — выселение из собственного дома немецкими солдатами, проживание с семьей в землянке. Младший брат едва избегает смерти за подозрительные хождения возле немецкой техники. Старшего брата и сестру оккупанты угоняют в Германию.

С 1949 года — переезд в Москву, к родственникам, поступление в Люберецкое ремесленное училище, учеба в школе рабочей молодежи, вступление в комсомол. 1951 г. — получение специальности «формовщик-литейщик», продолжение обучения в Саратовском индустриальном техникуме. Первые самостоятельные полеты на Як-18 в Саратовском аэроклубе. 1955 г. — призыв в Советскую Армию, два года в Оренбургском летном училище, два года службы в истребительном авиационном полку, на МиГ-15 (Мурманская область). На определенном этапе летчик подумывает о возвращении домой и работе на заводе. Серьезно заболевает отец. 1959 год — женитьба, зачисление старшего лейтенанта Гагарина, удовлетворяющего требованиям комиссии и согласно его просьбе, в отряд космонавтов. Вступление в ряды КПСС.

На тренировочном Як-18
На тренировочном Як-18

Определяются три ведущих кандидата; Герман Титов, Юрий Гагарин, Григорий Нелюбов. Нелюбов с друзьями задерживается патрулем нетрезвым, в комендатуре ведет себя надменно, оправдываться отказывается. Он исключается из группы «небожителей». Гордыня выражается при открытии и новых возможностей реабилитации. В конце концов, 31-летний «космонавт №3» заканчивает жизнь под колесами поезда. Герман Титов становится дублером Юрия Алексеевича. Он совершает первый в мире суточный полет на околоземной орбите, обретает все заслуженные почести.

Григорий Нелюбов, Владимир Титов
Григорий Нелюбов, Владимир Титов
В кабине корабля Восток-1
В кабине корабля Восток-1
Для сравнения - американский суборбитальный и орбитальный космический корабль серии "Меркурий"
Для сравнения - американский суборбитальный и орбитальный космический корабль серии "Меркурий"
Первый суборбитальный полет, 15 минут - 5 мая 1961 года, "Меркурий-3", Алан Шепард. Первый полноценный орбитальный полет - "Меркурий 6", 4 часа 55 минут, Джон Гленн, 20 февраля 1962 г.
Первый суборбитальный полет, 15 минут - 5 мая 1961 года, "Меркурий-3", Алан Шепард. Первый полноценный орбитальный полет - "Меркурий 6", 4 часа 55 минут, Джон Гленн, 20 февраля 1962 г.

-7
Капсула "Восток-1". Та самая
Капсула "Восток-1". Та самая

…К 1961 году совершены два подряд, более или менее успешных, не пилотируемых запуска корабля «Восток». Старт с человеком на борту тем не менее, проходит по «облегченной программе», без системы спасения САС и дублирующих тормозных установок. В 9.07 по мск, 12 апреля включаются двигатели первой ступени, затем второй и третьей. Радиосистема выключения двигателей не срабатывает. Корабль поднимается на 100 километров выше расчетной орбиты. После этого, наконец, движки останавливает дублирующий таймер. Таким образом, чтобы вернуться на Землю вследствие естественного торможения молекулами атмосферы, космонавту понадобилось бы около 50 дней, вместо запланированных 10 (таков и запас кислорода). Тормозная установка работает с недобором импульса, так что автоматика блокирует штатное разделение отсеков. Приборный отсек и спускаемый аппарат камнем падают на планету. Раскрытие парашютов в такой сцепке невозможно. Научно-популярные фильмы представляют иногда, что «кабели перегорели, потому отсеки разъединились сами». На самом деле, успех определил конструктор, дополнивший систему термическим датчиком, выдавшим сигнал на разделение, когда стало слишком горячо. На высоте 7 км. Гагарин катапультируется. В герметичный скафандр из-за недоработок клапана не сразу поступает наружный воздух. Кроме того, вместе с основным, перекручивая стропы выходит и запасной парашют. Справившись со всем этим, избежав ледяных вод Волги, первый космонавт приземляется на берегу у города Энгельс. Гагарин отправляется в войсковую часть, где по телефону докладывает о прибытии Главкому ВВС. По дороге к Энгельсу космический герой пересаживается с грузовика на Ми-4. Далее на Ил-14 космонавт вылетает в город Куйбышев (нынешняя Самара). Здесь, вместе с Генеральным конструктором Королевым и людьми из Госкомиссии, в 9 часов вечера, происходит празднование полета в космос.

Спустя два дня, а именно, 14 апреля за Гагариным прилетает Ил-18. На подлете к Москве космонавт имеет возможность наблюдать эскорт из семи МиГ-17. Самолеты проходят строем над Красной площадью и производят посадку во Внуково. На открытом «ЗИЛ-111В» Юрий Алексеевич следует в центр столицы, где происходит трехчасовой митинг,  затем и на прием в Кремль.

ЗИЛ-111 В
ЗИЛ-111 В

...Заодно вспомним как выглядели самолеты Аэрофлота тех годов. Надежный и вездесущий Ил-14
...Заодно вспомним как выглядели самолеты Аэрофлота тех годов. Надежный и вездесущий Ил-14

Наш ...первый. Гражданский реактивный Ту-104
Наш ...первый. Гражданский реактивный Ту-104
-12

На приеме у королевы английской
На приеме у королевы английской
Во Франции (надо полагать)
Во Франции (надо полагать)

Спустя месяц после высокого полета, космонавт отправляется с миссией мира в Чехословакию, Финляндию, Англию, Болгарию, Египет. Первый тур осуществляется на обычном рейсовом (не очень то надежном, втором в мировом производстве после весьма аварийной британской «Кометы») реактивном Ту-104. Следует цепь поездок в Кубу, Бразилию, Канаду, Исландию, Венгрию, Индию, Цейлон, Афганистан и Францию… — всего около 30 стран. Гагарин становится человеком №1. До сих пор во многих барах США находятся портреты первопроходца космоса — со знаками отличия, переделанными на американские. Осень 1961 года — поступление в академию имени Жуковского, исполнение обязанностей депутата Верховного Совета СССР. Похоже, политическая деятельность немало привлекает Гагарина. Он обстоятельно узнает обстановку на местах, требует от просителей пакет документов. Как правило, насущный вопрос, будь это личные нужды или строительство МТС в колхозе, успешно закрывается. Теоретически, космонавту открыт путь на самый верх и в правительстве СССР. Но, прежде он собирается совершить обещанный Королевым, второй космический полет.

Подготовка — возвращение квалификации летчика-истребителя. Гагарин набрал избыточный (8—9 кг.) вес. Нередкие банкеты размыли фокус взгляда. Космонавт внутренне собирается, перестает пить даже молоко из холодильника, чтобы не заболеть. Тренировочные полеты на МиГ-15 УТИ идут нормально до 27 марта 1968 года. По каким-то причинам (попадание в спутный след близко прошедшего Су-15, уклонение от шара-зонда, неизвестно точно) МиГ совершает резкий маневр и входит в крутую спираль. Все еще не столь критично. Но, указатель горизонта АГИ-1 выполнен по американскому принципу — силуэт аэроплана неподвижен, а поворачивается вся Земля. Это интуитивно бессмысленно, является причиной многих ошибок при пилотировании самолета в условиях ограниченной видимости и стрессовой ситуации. Выйдя из кромки облаков, летчики ориентируются. Они выводят МиГ-15 из спирали, создают перегрузку до 12 G. Самолет разваливается в воздухе. Керосин без воспламенения рассеивается, двигатель врезается в землю, создавая воронку диаметром 6, глубиной 3 м.

Су-15. Почему? - неизвестно.
Су-15. Почему? - неизвестно.

МиГ-15 УТИ
МиГ-15 УТИ
Приборная доска МиГ-15 УТИ
Приборная доска МиГ-15 УТИ

Владимир Серегин
Владимир Серегин
-19

От тел летчиков не остается ничего.

Кенотафы Гагарина и пилота-инструктора Серегина замуровывают в Кремлевскую стену.

Первый космический полет является бесспорным, непреходящим достижением Советского Союза.

По материалам книги автора "История почти Всего" (Литрес)