Есть художники, имена которых известны практически всем. А есть, не менее интересные, самобытные и талантливые, о ком практически не известно ничего. В этой статье и пойдет речь как раз о таком.
"Рок непризнания висит над Дубовским!" - говорили о Николае Никаноровиче Дубовском. Но это совсем не так. Его называли лучшим пейзажистом своего времени. Его имя стояло рядом с такими признанными художниками, как Левитан, Саврасов, Шишкин, Поленов. И даже превозносилось выше.
Дубовской написал в общей сложности около 400 картин и более 1000 этюдов. Его работы приобретал Третьяков. Его работу прямо с открытия выставки в Петербурге приобрёл царь для галереи Зимнего дворца. Работы Дубовского знали за границей, приглашали для участия во Всемирных выставках.
Казалось бы, грех жаловаться. Но почему, почему сейчас имя этого художника известно только специалистам и истинным любителям живописи? Почему его работы "рассеяны" по провинциальным музеям бывшей огромной нашей Родины?
Не повезло? Оказался не нужным? Не вписался в конъюнктурные потребности? Вот и вспоминаются слова: "Рок непризнания висит над Дубовским!"
Русский художник-пейзажист Н.Н. Дубовской родился 5 (17) декабря 1859 года в Новочеркасске в семье казака-старшины Области Войска Донского. Поступил в военную гимназию в Киеве.
Но тяга к живописи оказалась сильнее, и Николай Дубовской в 1877 году уехал в Петербург и поступил в Академию Художеств, где учился у профессора пейзажной живописи М.К. Клодта.
С 1884 года Дубовской примкнул к передвижникам. В этом же году молодой пейзажист впервые представил свою работу «Зима» на передвижной выставке, которая была высоко оценено в художественных кругах. П.М. Третьяков приобретает ее для своей галереи.
Последовали и другие картины, о которых профессор Вагнер позже написал: "Зритель приковывался к картине не самой картиной, а тем, что составляло ее душу".
Особую роль в творчестве Н. Н. Дубовского сыграла картина "Притихло", написанная в 1890 году.
Картина создана по этюдам, выполненным на Белом море. Среди лучших произведений мировой живописи найдется не много полотен, в которых с такой законченностью, с такой поистине классической ясностью было бы выражено то, что принято называть настроением. Высвеченные солнечными лучами грозовые тучи тянутся тяжелой горизонталью, занимающей почти всю верхнюю половину картины, над почерневшей водой, отражаясь в ней. Вдали - темная полоса берега, как бы сдавленная сверху и снизу стихиями неба и воды. Земля теряет свою материальность, самым материальным, осязаемым здесь "телом" становятся грозовые тучи - яркие и светоносные.
Именно эту картину приобрел царь для галереи Зимнего Дворца. Зная, что эта картина, помещенная в Зимний Дворец, будет невозможна для простых зрителей, П.М. Третьяков заказывает у художника повторный вариант картины. Он-то в1900 году на Всемирной парижской выставке завоевал серебряную медаль. Причем, Дубовской оказался единственным из русских пейзажистов, что был удостоен медали.
Третьяков приобретал и другие картины художника. Последним произведением художника, приобретённым им при жизни, было полотно "Тихий вечер".
"Поэмой в золотом" назвал её рецензент "Русских ведомостей" Н.Селиванов: "Картина производит необычайный эффект. Небо, едва заметные облака, морская даль, воздух, вода - всё сияет золотыми и золотистыми тонами горячего ясного дня. Богатство этих тонов, исходящих из одного, основного, и сливающихся в нем, поразительное".
С 1899 года Н.Н. Дубовской входил в состав правления Товарищества передвижников, стал одним из самых влиятельных руководителей передвижников. В 1900 году Дубовской был избран действительным членом петербургской Академии художеств, а в 1911 году становится профессором Академии, руководителем пейзажной мастерской.
В 1911 году Дубовской получил премию Всемирной выставки в Риме за картину "Родина".
Именно о ней писал Репин Дубовскому из Рима: "Это лучший пейзаж всей выставки всемирной, римской... Вас, Николай Никанорович, я особенно поздравляю: ещё никогда Вы не были так великолепны и могущественны - оригинальная, живая и красивейшая картина!!!"
Николай Никанорович Дубовской много путешествовал. За границей был пять раз. Изъездил всю Европу, знал прекрасно все музеи и европейских мастеров живописи.
Николай Дубовской умер 28 февраля 1918 года в Петрограде, скоропостижно, от «паралича сердца». Похоронен он был на Смоленском православном кладбище, недалеко от часовни Св. Ксении Петербургской. А спустя некоторое время его имя, поначалу просто используемое для обличения «бесполезных» направлений искусства, и вовсе забылось.