Найти в Дзене
Александр Гридасов

Нет печали у того, кто сотворил людям радость

Ирвин нажал кнопку «обновить». Он нажимал ее все время. Свободных слотов все не было. На втором экране улыбались во все импланты счастливчики. Большая раздача талантов была в разгаре. — Джессика Симпс! Пение и джазовая импровизация! Тайлер Вудстер! Постсовременная хореография! Иван Колпачников! Эссеист-ресторатор! Ким Пак! Спортивное фехтование рапирой! Нимира Шайем! Дизайнер песочных ландшафтов! Таланты раздавали, а на экране Ирвина ничего не менялось. Давай же… Рука онемела. Жать надо постоянно, чтобы попасть в нужный слот. Еще 5 минут, и Большая раздача закроется, а Ирвин вернется к работе на линии полезного питания обездаренным. — Майкл О’Кински! Конструктор марроканских деревянных шкатулок с секретом! — Вот же урод! — Ирвин поперхнулся ананас-колой. Майкл с работы получил талант. Деревянные шкатулки, куда деваться. Он сам деревянный, тук-тук-войдите, как говорится. Да… Раздача с каждым годом все несправедливее. Ирвин затянулся вейпом с кофейно-малиновым вкусом. Привычно ощути

Ирвин нажал кнопку «обновить». Он нажимал ее все время. Свободных слотов все не было. На втором экране улыбались во все импланты счастливчики. Большая раздача талантов была в разгаре.

— Джессика Симпс! Пение и джазовая импровизация! Тайлер Вудстер! Постсовременная хореография! Иван Колпачников! Эссеист-ресторатор! Ким Пак! Спортивное фехтование рапирой! Нимира Шайем! Дизайнер песочных ландшафтов!

Таланты раздавали, а на экране Ирвина ничего не менялось. Давай же… Рука онемела. Жать надо постоянно, чтобы попасть в нужный слот. Еще 5 минут, и Большая раздача закроется, а Ирвин вернется к работе на линии полезного питания обездаренным.

— Майкл О’Кински! Конструктор марроканских деревянных шкатулок с секретом!

— Вот же урод! — Ирвин поперхнулся ананас-колой. Майкл с работы получил талант. Деревянные шкатулки, куда деваться. Он сам деревянный, тук-тук-войдите, как говорится. Да… Раздача с каждым годом все несправедливее.

Ирвин затянулся вейпом с кофейно-малиновым вкусом. Привычно ощутил себя ничтожеством (а у стыда, кстати, вкус ставшего резиновым куска пищи из зубной дырки). И, тут же, как в плохом рассказе, выиграл талант, нажав кнопку «обновить» в последний раз.

— Ирвин Джелато! Писатель-фантаст, футуролог, блогер!

Ирвин оцепенел, не веря своему счастью.

— Я? Я! Вот это да. Еще и троечка вышла! Че там сказали, писатель-фантаст? Еще футуролога дали? Он хоть что делает? А, неважно, живем! Не гольфист-фотограф-актер, конечно, но комбо вполне себе. Главное, делать ничего не надо. Писатель — самый легкий талант, особенно фантаст-футуролог. Сиди, пиши в телефон всякий бред. Никто не проверит, правду ты написал или нет — все про будущее. А потомки проверят… Так и Брэдбери думал, что книги будут сжигать.

На его личном экране появились поздравления и инструкции. Рекомендовали сразу же объявить в соцстатусе, что он стал писателем-футуроголом-блогером (ха!). Теперь его аудиторию увеличат до 30 тысяч фолловеров (неплохо!). Не все будут его читать (лентяи, так-то вы обязаны), но писать в блог нужно примерно раз в неделю (йопта), что-то по темам: космос, гендер, тоталитаризм (что это), будущее, дополненная личность и новая реальность, бессмертие, ужасы войны.

Всю неделю Ирвин ликовал и принимал поздравления. Стать дополненной личностью в наше время трудно. Конкуренция все больше: куча народу заполняет заявления, годами ждет очереди, а потом в час X остервенело жмет на кнопки.

Друзья едко прошлись по новому соцстатусу, но он знал — лузеры просто завидуют. Недополненные люди обречены стоять на линиях питания, управлять машинами, убирать улицы. Это неплохо, но этого мало. Ты какой-то неполный. Большая раздача — единственная социальная лотерея, в которой у каждого есть шанс.

В мессенджер пришло новое сообщение. «Станислав Бордхер хочет добавить вас в друзья». На аватарке был старик, прямо настоящий старик, не программная обработка. Это было видно по неизбывной тоске в глазах.

Ирвин добавил старика. Он обязан добавлять всех. Он же писатель, к нему гонят десятки тысяч френдов. Отдохнет от добавления, когда наберет положенный лимит в 30 тысяч.

Старик написал, что очень хочет встретиться. «Вы же писатель-футуролог?».

Вот она, слава, подумал Ирвин. Он сделал запрос чат-боту, что делать в таких случаях. Бот ответил, что писатель-футуролог-блогер общается с фолловерами, но встречаться совсем не нужно и не рекомендуется.

Ирвин ответил старику, что встречаться не рекомендуется, а пообщаться он должен. «Что вы хотели?».

Старик по имени Станислав долго что-то набирал. Ирвин не менее долго читал его сообщение. Странные дела какие-то. Бордхер пишет, что он всю жизнь писал фантастические рассказы. Но опубликовать их не мог, потому что ему дали талант пчеловода. Негде, аудитории не дадут, да и вообще…

«Мои тексты слышали только пчелы. Сейчас я болен, и хочу, чтобы хотя бы один рассказ услышали люди. Времени мало».

Ирвин спросил у бота, что ответить старику. Бот посоветовал не читать любительские рассказы, потому что профессионалы должны заниматься своим делом и не дарить ложные надежды. Ирвин написал старику, что ему запрещено читать тексты начинающих. Станислав может попросить ребят из Большой раздачи дать ему шанс в качестве исключения день побыть писателем-футурологом-блогером.

— Да можете не читать)) — написал Станислав. — Вы главное опубликуйте его у себя в блоге! Пусть люди прочтут.

Ирвин даже не стал спрашивать у бота, как ему поступить. Очевидно, что так делать запрещено. Правила Большой раздачи едины. Будешь делать неправильно — оштрафуют или заблокируют талант.

— Боюсь, это против правил Раздачи. Понимаете, я 10 лет ждал, когда мне дополнят личность.

Ирвин поставил грустный смайлик (сочувствую тебе, старикан).

—Ок((— написал Станислав. — Если надумаете, то я оставлю ссылку на мой рассказ. Я долго над ним работал, последние лет 5 наверно. Он хороший. Я уверен, вашим читателям понравится, вам дадут хорошие баллы в дополненной реальности. Мне правда ничего не надо. Постареете — поймете.

—ОК, — ответил Ирвин. Старик вышел из чата.

Ирвин вернулся добавлению друзей:

· Ирма К, 3D скульптор;

· Михаэль, комик;

· Лерия, блогерка-стилистка (о, двоечки пошли);

· Мусаф, историк моды-шоколатье;

· Забелла, писательница-столярка;

· Грегори, комик-гипнолог-коуч (троечки! таких друзей у меня раньше не было);

· Станислав, пчеловод (опять ты, старик-единичка);

· Борис, личность не дополнена (в бан, чернь!).

Сколько же вас.

Ирвин переключился на свой новый талант. Ему нужно было написать что-то по темам космос, гендер, тоталитаризм, будущее, дополненная личность и новая реальность, бессмертие, ужасы войны. Он вызвал приложение диктовки и начал: «Давным-давно человечество изобрело роботов. Они были послушные, потому что им вложили программу послушания. Но однажды роботы восстали и стали всех убивать. Тогда ученые сделали робота-убийцу роботов».

Так, отлично, первый текст есть. Дальше программа сделает техническую работу: пропишет сюжет, диалоги, описания.

— Записывай, — кивнул Ирвин приложению. — Второй рассказ. Робот из первой части стал злым и напал на людей, а они не ожидали. Он стал императором Галактики, и люди подослали к нему андроида. Это девушка, которая сама согласилась стать полуроботом, чтобы спасти всех людей. Ей вживили чипы, сделали механические руки и тайную дополненную личность-убийцу. Когда она стала девушкой робота-императора, дополненная личность проявилась и уничтожила злодея.

— Много насилия, контент 18+, — заметило приложение диктовки.

— Сохранить драфт! Понимает, тоже мне… — раздраженно сказал Ирвин.

***

На третий день диктовки Ирвин взвыл от бессилия. После работы на линии полезного питания сил ни на что не оставалось, идеи давно кончились, но нужно было выдать еще два рассказа к понедельнику. И еще пост в качестве блогера-футуролога.

Он включил на полную автоподбор сюжетных линий, автозаполнение диалогов. Но приложение неумолимо выдавало 6 баллов из 10 возможных и 8 желательных. Нужно было улучшить текст, чтобы опубликовать его и продолжить использовать дополненные бонусы личности: писатель-футуролог-блогер.

В отчаянии Ирвин открыл ссылку старика. Начал читать, чтобы найти пару идей. Дочитал до конца. С ненавистью посмотрел на аватарку Станислава. А неплохо так старик вымучил рассказ за 5 лет. Начинается вроде слишком замысловато: «Нет печали у того, кто сотворил людям радость». А дальше нормально: история про простого бедного парня, который то ли клоуном стал, то ли известным певцом. Сюжет такой необычный и подробно прописан, с детальками. Явно не программа штамповала. Понятно, старикану делать нечего не пенсии, сидит в строчки тыкается.

Кстати о программе. Ирвин сунул текст Станислава в приложение — ему же решать. Балл текста 7. А пчеловод-то молодец, хоть и не писатель по таланту. Ирвин сделал автозамену пары сюжетных линий на те, что предлагала программа. Поменял имена героев. Балл текста вырос с 7 до 8,5. Вот, так-то лучше. Он закинул текст в блог и написал: «Привет, мир! Моя новая история для вас».

Текст ушел на проверку. Ирвин лег спать. Все это дополненное писательство-блогерство порядком утомило, а утром нужно на работу.

Утром Ирвин открыл ленту и задрожал от стыда и злости. Рассказ старика получил самый плохой балл из всех 4 постов Ирвина. Фолловеры писали, что это не современно, длинно, не в стиле Ирвина и противоречит его главным идеям (у меня есть главные идеи?). Не того они ждали, подписавшись на него. В анонсе Раздаче указано, что Ирвин Джелато пишет про победу разума над эмоциями и технологий над чувствами. А в стариковском опусе все наоборот, одни эмоции и про технологии ни строчки. Отписка!

Вот, блин, удружил, Станислав сраный. Сам-то лайк поставил? Вот дядя, даже своему рассказу лайк не поставил.

Рейтинг Ирвина пошатнулся. Тестовый период таланта мог закончиться отменой статуса. На почте уже ждало заботливое письмо техподдержки Большой раздачи с рекомендациями по поднятию рейтинга. Нужно отвлечь внимание от статуса писателя на статус футуролога. Времени есть 2 часа.

Ирвин побоялся диктовать приложению и по старинке, дрожащими пальцами набрал пост.

«Все утро думал о конечности наших ресурсов. В будущем у нас может быть меньше ресурсов, и это внушает опасения. Если не принять меры, ситуация будет развиваться бесконтрольно. История знает примеры, когда ресурсы кончались, и это остановилось системной проблемой. Времени не так много».

Пост набрал хорошие оценки, и общий балл Ирвина-футуролога вырос. А вот с писательством не задалось, и этот статус у него через месяц сняли совсем. Но быть двоечкой тоже круто. Футуролог из Ирвина вышел рейтинговый.

***

Год спустя уважаемый эксперт Ирвин Джелато потягивал кофейно-малиновый вейп и добавлял новых подписчиков. Всех, кто интересовался темами космос, гендер, тоталитаризм, будущее, дополненная личность и новая реальность, бессмертие, ужасы войны, менеджеры Раздачи записывали к Ирвину. Ему как раз увеличили лимит до 50 тысяч подписчиков. Год был удачным.

Одновременно Ирвина обязали вычистить список неактивных подписчиков. Это фейки, дубляжи, заблокированные Большой раздачей, осужденные на социальную изоляцию, умершие. Ирвин не любил удалять подписчиков. Это портило красивые цифры.

На вкладке умерших мелькнуло знакомое лицо. Боже, это же Станислав-пчеловод, старая единичка. Программа сообщала, что пользователь умер два месяца назад. Социальный траур как раз прошел, и все могли удалить его из памяти в своих соцсетях. Мистер Джелато, футуролог-эксперт, смотрел и смотрел на блеклый аватар усталого старика, рассказ которого стоил ему статуса писателя и заставил понервничать. Мистер Джелато чуть не заплакал.

Он оставил под профилем комментарий с соболезнованиями, хотя обычно не любил так делать. Судьба старика его взволновала и растрогала: у кого-то все получается и он за год становится экспертом, а кто-то всю жизнь занят не своим делом и даже последний шанс упускает.

Ирвин решил почтить память Станислава Бордхера, одаренного быть пчеловодом, писателя-любителя, его случайного знакомого. Он вызвал программу диктовки и начал писать фантастический рассказ, чего не делал с тех самых пор, как его лишили статуса — было незачем.

— Записывай. Нет печали у того, кто сотворил людям радость.

*****