...И стал народ искать царя не по своей воле, а воле небесной, как считал он. И отвергли сына Бориса, как бы царя, и убили его. И обрадовались люди царю природному, будто воскресшему Димитрию, сыну Иоанна Грозного. Был ли то Дмитрий сын Грозного, или внук братьев Василия Третьего, боярами между собой признанный, или самозванец — не знаем того. И воцарился, и правил разумно и милостиво. Но были сомнения, что самозванец он. Опальный, но сохраненный живым Шуйский распространил мнение о том в кругах многих. И в замешательстве убили Димитрия свои, и не знали тогда кого выкликнуть на царство русское. И Василий стал царем, четвертым своего имени, природным ли, вряд ли названным. Правил недолго он. И пришлось сразиться с Польшею, желающей взять власть здесь, и подчиненными ее народами.
Владела Польша Гетманщиной, Руиной великого некогда государства Русского. И люди, что находились в подчинении, двинулись на преемника Изначальной, Русь Московскую. И были битвы, и плен, и казни. И только народ на местах смог Смуту собой затворит. Но не стали люди, уже власти над собой научившиеся, править страной по своему согласию сердечному. Сказали «Вот, нужен царь природный, чтобы владел нами всеми, аки Господь сам». Ибо так думали издавна. И желали, чтобы все было само собой хорошо было, без их разумения и вмешательства. Потому что не разумели, что цари на земле, души и живота своего — сами они.
Следующая глава https://zen.yandex.ru/media/id/5d21bd276f26e400aeefaae7/russkaia-bibliia-glava-5-5d7487ca028d6800ad71eeaa
И, так выбрали царем Михаила, из последних малых Рюриковичей, сына Патриарха Московского, до принятия сана им прижитого. Но не хотел он того, и будто был одним из многих, царствовать не желающих. И ни жену он не мог выбрать себе по своему разумению, ни приказывать воинам многим. Однако же был мир, и правили многие, как бы сами по себе. И не было в том ни горя, но мир великий и успокоение.
И после того правил царь Алексей Михайлович. Желала тогда Польша растерзать Гетманщину. Но вступилась Русь Северная, и вошла за то в войну смешанную и с Польшей, и с Турцией. И спасла племя южное от полного уничтожения. И не было за то русским людям положенной благодарности. Царь же и Патриарх Никон часто пировали, и говорили вместе обо всем. И столь крепким уже было государство московское, что пожелал Великий Князь править Турцией, Польшей с Гетманщиной, и многими прочими землями. И решили править книги церковные по образцам греческим. И были они заодно, друг у друга советники, и не слышали уже, что народ их говорит. Сказали: «Вот, много толкований на местах, сделаем все единым, истинным». Народ же считал: «Если возьмем многие земли под свое покровительство, пусть сами правят книги по образцам древним нашим». Но Патриарх и князь решили по-своему. И погибло от того двадцать тысяч или же более. И будто вновь пришла Смута на землю русскую. Народ говорил теперь: «Не ошибка это, а злое намерение. Уже думали мы, что крестились предки наши дабы успеть до светопреставления, в году от Рождества Христова тысячному. Так, поспешили владыки, ради нас. Теперь видим, что намеренно. Так, князь и иерарх сговорились между собою, и делают что пожелают, будто не христиане мы, а язычники и рабы их». И был от того урон христианству весьма великий.
Начало же и продолжение Повести о Земле Русской, на этом канале, о други мои добрые прочитайте...