Чжан Дацянь (1899 -1983гг) последний и очень яркий мастер традиционной китайской живописи. Он работал в стиле се-и, которому не присуща детализация предметов, четкая линия, напротив - важны свободные мазки, с помощью которых можно выразить "дух предмета и его внутреннюю сущность" - так описывал этот стиль Чжан Дацянь. В древности этот стиль называли "грубая кисть".
Традиционная китайская живопись гохуа (буквально "живопись [нашей] страны") зародилась в эпоху сражающихся царств, 5 век до н.э. Она сильно отличается от европейской техникой исполнения, материалами, инструментами. В Китае любой художник - это каллиграф, а каллиграф - это художник: каллиграфия, живопись и графика неотъемлемые части китайских полотен.
Кисть, мягкая пористая бумага из бамбукового или конопляного волокна, тушь и минеральные краски. В древности китайские художники писали на шелке или бамбуковых табличках. Разумеется, сегодня они заимствуют и европейские материалы. Однако первые работы китайской живописи монохромны. Картины писались тушью в черно-белых тонах и не выглядели так нарядно как произведения в стиле гунби и се-и.
Позже появляются более "нарядные" виды живописи. Стиль гунби - техника тонкой или "прилежной кисти", который принципиально отличался от стиля се-и (появившегося позже) в технике и сильно отличался по колориту от первоначальной монохромной живописи.
Особенности техники гунби:
- Изображение объекта в контурной технике во всех подробностях;
- Покрытие контура цветом слой за слоем, с постепенным усилением контраста
Китайская живопись, независимо от периода и стиля - это всегда очень утонченное изображение, которое передается не привычным европейцу способом: линейный рисунок, несоблюдение пропорций, иная перспектива, никаких первичных эскизов и независимо от времени (монохромный старинный или "цветной" современный) - здесь совсем другой цвет.