Найти тему
Когда мама педагог

"Заплата у всех одинаковая, вот и работать все должны одинаково." Как молодой специалист набирается педагогического опыта

В прошлой статье я рассказывала о своем неудачном дне при работе с малышами в детском саду. А сейчас хочу поразмышлять, что нужно делать, чтобы таких ситуаций с молодыми воспитателями не возникало.

В любой сфере молодой специалист только после вуза - это практически нулевой работник. Чтобы он начал приносить реальную пользу, нужно дать ему возможность узнать специфику предприятия, особенности его функционирования. Не зря есть понятие "испытательный срок" - тот самый период обучения на месте, когда становится понятно, подходит работник или нет.

А вот в детском саду, где я начинала свою "карьеру" педагога, такой практики нет. Испытательного срока нет, но и поблажек молодым педагогам тоже нет. Как говорила заведующая: "Зарплата у всех одинаковая, поэтому и работать вы должны одинаково. Учили вас в институте / педколледже /на курсах, а здесь вы пришли работать."

Звучит логично, но на практике оказывается, что молодого специалиста бросают как котенка в воду и смотрят: выплывет или нет. Выплывают или самые талантливые, которым от природы дано работать с детьми, или самые пофигистичные и стрессоустойчивые.

Помочь или пусть справляется сам? Источник фото для коллажа: Pixabay.com, автор Tumisu
Помочь или пусть справляется сам? Источник фото для коллажа: Pixabay.com, автор Tumisu

Открою страшный секрет: в пединституте работать с детьми не учат. Ну, или мне так повезло. Там рассказывают всякие интересные вещи по возрастной психологии, начитывают, чему нужно учить дошкольников, выделяют всякие классификации и теории развития.

А вот что делать, чтобы собрать в кучу 25+ трехлеток, или как разруливать разборки между пятилетками, тайны не открывают. Не говоря уже о том, как строить детей в пары, в каком порядке усаживать на горшок и - самое сложное - как уложить спать 25+ детей одновременно, быстро и тихо. Эти сакральные знания передаются из поколения в поколения уже непосредственно в детском саду.

Говорят, раньше была целая программа поддержки молодых воспитателей - за каждым новым сотрудником был закреплен педагог-наставник из опытных. К нему можно было обратиться в сложных ситуациях, и он показывал практические приемы работы с дошколятами. Сейчас если такое где и есть, то только на бумаге, в виде отчетов.

Самый лучший вариант, по моему мнению, это ставить новичка в пару к опытному воспитателю, чтобы молодой специалист подсматривал и перенимал всякие "фишки" и приемы. Но не все воспитатели соглашаются обучать, это дополнительный труд, который никем не оплачивается.

Поэтому, чтобы не конфликтовать с хорошим знающим воспитателем, молодежь ставят сначала на замены (неделю в одной группе, три дня в другой, потом в третьей - опыта наберешься зато), а потом в пару к тому сотруднику, который устал работать один и рад хоть какому напарнику.

Страдают при таком подходе не только чересчур впечатлительные педагоги, но и дети. Дисциплина падает, образовательный процесс идет с трудом, да и просто одеть-накормить становится на какое-то время проблемой. Хорошо еще, если травм удается избежать.