В связи с вступившим в силу обновленным законом о техническом осмотре автомобилей появился целый ряд споров между Банком России и Российским союзом автостраховщиков. Последние хотят увеличить плату за аккредитацию станций ТО, а ЦБ, чтобы избежать возможных рисков, стремится передать функции РСА в сфере техосмотра правительству.
Вступившие в силу обновления могут спровоцировать новый дефицит полисов ОСАГО. Как известно, полис не может быть продан автовладельцу без диагностической карты, выдаваемой оператором техосмотра. Сейчас по закону РСА занимается аккредитацией станций ТО, при этом с июня 2020 года делать это союз должен будет в формате выездной проверки по месту нахождения ТО. Отметим, что всего по стране таких пунктов насчитывается около 5200. Соответственно, каждый должен пройти процедуру аккредитации.
В ЦБ объясняют своё беспокойство тем, что «отсутствие фактических и финансовых возможностей у РСА может привести к дестабилизации рынка техосмотра и, как следствие, к дестабилизации рынка ОСАГО. Эта ситуация может привести к прекращению оформления диагностических карт, наличие которых необходимо для заключения договора ОСАГО».
Страховщики разделяют эти опасения:
«Существует опасность, что тех операторы обратятся к нам за аккредитацией в последний момент, в итоге часть из них физически не успеют ее получить. Соответственно, они не смогут выдавать диагностические карты. А это, в свою очередь, может спровоцировать проблему дефицита полисов ОСАГО»,— рассказал заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов. «Кроме того, законом вводится такой параметр, как пропускная способность оператора,— продолжает он.— Если мы выявим, что один пункт может провести не более 15–20 ТО в день, то количество операторов в стране надо увеличивать минимум втрое».
Союз автостраховщиков считает, что нужно увеличить расценки за аккредитацию станций ТО. Правительство определило тарифы, по которым аккредитация одного оператора обходится ему в 20 тыс. руб. плюс по 10 тыс. руб. за каждый пункт. «Наши расчеты показывают, что с учетом выездных проверок и новых требований по аккредитации ставка должна возрасти до 70 тыс. руб. за оператора»,— говорит господин Ефремов. С целью сократить расходы РСА хочет доверить часть услуг сторонним экспертам. А во избежания коллапса просит Минэкономики продлить процедуру еще на год. Также РСА хочет самостоятельно определять, к какому оператору приезжать с проверкой, а для кого будет достаточно и документарной инспекции.
Такие просьбы союза вызвали недовольство экспертов-техников.
По словам гендиректора союза «Техэксперт» Сергея Зайцева, «по сути, предлагается ввести систему "свой — чужой", когда РСА сам выбирает, кого и когда проверять».
«Напомню, что отсутствие выездных проверок привело к тому, что сейчас 60% операторов ТО — портфельные и фиктивные, торгующие диагностическими картами,— говорит Сергей Зайцев.— Это приводит к авариям из-за неисправности транспорта». Предложения РСА по росту тарифов видятся эксперту необоснованными.
Все эти споры между союзом автостраховщиков и операторами в скором времени могут потерять смысл:
«Мерой, направленной на недопущение дестабилизации рынка технического осмотра и, как следствие, рынка ОСАГО, является передача функций РСА в сфере технического осмотра правительству. В настоящее время эти предложения Банка России обсуждаются с заинтересованными ведомствами»,— сообщили в пресс-службе ЦБ.