Найти тему
Детство с книгой

Идеальный персонаж или восхищение ребёнка XXI века рассказами о Ленине

В период летних каникул добросовестные школьники приходят в библиотеку с внушительными списками чтения: набирают книги, читают, заполняют читательские дневники. В общем, работа кипит… Случается так, что некоторых книг в фонде недостаточно, поэтому, чтобы найти нужное произведение, библиотекари обращаются к сборникам, хрестоматиям. Вот и будущей второкласснице выдали старенькую, уже пожившую хрестоматию для детей 1983 года издания, в которой было несколько рассказов и сказок из списка летнего чтения. Через некоторое время девочка пришла сдавать книгу и поделилась впечатлениями о прочитанном. Читательница взахлёб рассказывала о том, что книга ей очень понравилась, и она прочла не только то, что было в списке, но и другие истории. Самыми интересными из них оказались рассказы о Владимире Ильиче Ленине. А Ленин девочке показался очень добрым, умным, весёлым и симпатичным.

За мой 20-летний опыт работы подобной ситуации припомнить не могу, да и рассказы о вожде мирового пролетариата давным-давно никто не читает, практически все детские книги о Ленине списаны из фонда как морально устаревшие.

На форзаце "Хрестоматии"  представлены дети с флагами союзных республик, входящих в состав СССР
На форзаце "Хрестоматии" представлены дети с флагами союзных республик, входящих в состав СССР

Обращусь к хрестоматии, чтобы понять, в чём секрет очарования рассказов о дедушке Ленине, с именем которого страна жила в ХХ веке на протяжении более 70 лет. Итак, книга почти 400 страниц, полное название «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста», составители Р. И. Жуковская, Л. А. Пеньевская.

Введение начинается со знаковой фразы:

«В нашей стране детская литература является частью большого подлинного искусства»

(С сожалением отмечу, что сегодня это утверждение можно назвать канувшим в Лету)

Далее представлен раздел «Детям о Ленине». Начинается он со стихотворения С. Погореловского «Портрет Ленина». На стене в комнате мальчика висит портрет Ильича, с которого вождь смотрит добрым взглядом, словно живой. Мальчик хочет стать настоящим ленинцем,

«Чтоб смело смотреть мне в глаза Ильичу!».

Далее опубликован рассказ Я. Пинясова «Обыкновенные варежки» о том, как дедушка рассказывает внукам историю о стареньких варежках, хранящихся в сундуке. В суровую зиму 1917 года после Октябрьской революции стоял тогда ещё молодой дедушка у Смольного на посту и голыми руками держал винтовку. Случилось мимо проходить невысокому человеку в штатском пальтишке. Человек, прищурившись, посмотрел на часового и посетовал, что очень холодно. Как оказалось, это был сам Ленин! Некоторое время спустя, вызвал он к себе часового и подарил ему тёплые шерстяные варежки.

Затем авторы-составители предлагают читателям стихи С. Михалкова «На родине В. И. Ленина» и М. Рыльского «Ильич и девочка», последнее заканчивается таким четверостишием:

«Все ребятишки в эти дни
Растут, как сад весенний.
Так пусть стараются они
Такими быть, как Ленин!»

Судя по рассказам, у Владимира Ильича было чему поучиться. Этого человека нельзя было не любить! Его образ настолько очарователен, идеален, ему хочется подражать. Так в рассказе А. Кононова «Ёлка в Сокольниках» добрый дедушка Ленин дарит детям незабываемый праздник, весело и задорно с ними играя и преподнося щедрые подарки. А в рассказе В. Бонч-Бруевича «Общество чистых тарелок» Ленин в шутливой форме учит малышей съедать всю порцию, не оставляя ничего на тарелке. В рассказе В. Хомченко «Боровики» Ильич с ребятами собирает грибы. Он предстаёт перед читателями в образе простого, доступного советского человека, запросто общается и шутит с детьми, помогает им быть добрее по отношению друг к другу.

Не буду приводить все рассказы о Ленине, отмечу лишь, что живой и человечный образ добряка - Ильича вызвал симпатию у школьницы XXI века. Несомненно, в рассказах привлекает атмосфера простоты, естественности, мягкости и теплоты, царящая вокруг Ленина. Язык повествований – лёгкий и образный, понятный и доступный детям, излишне не перегруженный, что немаловажно для современного читателя.

Вот такая интересная история - с одной стороны удивительная, а с другой стороны, вполне естественная. Притягательный образ героя и качественный язык повествования стали основополагающими факторами детского интереса к рассказам о вожде мирового пролетариата.