Признаки гиперопеки. Чем может быть чревата чрезмерная опека родителей для ребёнка. Как отражается гиперопека на характере малыша. Светы родителям, которые слишком сильно опекают своих детей.
Все нормальные родители любят и опекают своих детей. Но, как и во всём, в опеке над ребёнком следует знать меру. К сожалению, некоторые родители не знают, что чрезмерно опекая собственное дитя, они делают ему только хуже. К тому же, грань между обыкновенной родительской заботливостью и гиперопекой весьма тонка, поэтому мамы и папы часто не замечают, когда перешагивают её.
Психологи различают два вида гиперопеки - потворствование и подавление.
В первом случае, это так называемый детоцентризм, когда ребёнок в семье считается главным, а родители, бабушки и дедушки существуют только для того, чтобы заботиться о нём, оберегать от всевозможных проблем и выполнять любые его прихоти. О том, чтобы с раннего возраста приучать малыша помогать по дому, в такой семье не может быть и речи. Ребёнок даже не забоится о том, чтобы помыть за собой тарелку или убрать раскиданные игрушки - это сделают за него мама или бабушка. К тому же, родители ребёнка захваливают: он у них самый умный, самый красивый и самый талантливый. Как бы ни баловался ребёнок, что бы они ни вытворял, как бы ни жаловались на него воспитатели и учителя - мама с папой никогда его не ругают и всегда находят оправдание его вызывающему поведению.
В результате гиперопеки-потворствования ребёнок вырастет избалованным и капризным эгоцентристом с завышенной самооценкой. С одной стороны, высокая самооценка - это хорошо. Да и волей такой ребёнок не обделён. Но, с другой стороны, эгоистический и взбалмошный характер мешает ему выстраивать нормальные отношения с окружающими людьми. Он ждёт, что им будут все восхищаться, а когда не получает ожидаемого восхищения от окружающих людей, то закатывает истерики или впадает в депрессию. Второй минус подобного воспитания заключается в том, что малыш растёт неприспособленным к жизненным тяготам и проблемам. Он не учится проявлять инициативу, а поэтому, когда вырастает, весьма редко достигает выдающихся жизненных успехов. В худшем случае, он может до преклонного возраста просидеть на шее у родителей.
Во втором случае, когда имеет место гиперопека-подавление, авторитарные родители полностью подавляют волю и характер своего ребёнка. Малыша с самого раннего возраста приучают к тому, что без мамы и папы он шагу не смеет ступить. При такой системе воспитания, ребёнок тоже полностью ограждён родителями от проблем и забот, с той только разницей, что его чувствами и желаниями никто не интересуется. Был бы он здоров, обут, одет, да слушался бы старших - а всё остальное не важно. При всей повышенной заботе о ребёнке, родители совершенно не уважают в нём личность. Они решают за ребёнка, в какой школьный кружок его записать, какие он книги будет читать, какие фильмы смотреть, и так далее. И если мнение ребёнка не совпадает с мнением родителей, это никого не интересует.
Результат гиперопеки-подавления ещё более плачевен, чем гиперопеки-потворствования. Если в первом случае у ребёнка всё-таки формируются сила воли и высокая самооценка, то во втором случае он вырастает безвольным, инфантильным, боязливым и неуверенным. Неумение постоять за себя почти полностью перекрывает ему путь к успехам в различных сферах жизни. Даже если у такого ребёнка и есть какие-то врождённые способности и таланты, то в результате гиперопеки они так и остаются нереализованными. Но самое печальное, что психологическая задавленность и низкая самооценка являются питательной почвой для формирования вредных зависимостей. Поэтому судьба таких детей очень часто оказывается печальной.
Как видим, гиперопека имеет крайне негативные последствия как для формирования характера малыша, так и для его судьбы. Поэтому психологи советуют родителям любить своих детей, но при этом не перебарщивать с гиперопекой и всегда уважать в ребёнке личность. Никогда не следует забывать, что детство рано или поздно заканчивается, и что для ребёнка же будет лучше, если он вырастет самостоятельным и приспособленным к взрослой жизни.