Найти тему
Высота

Швейцарские ВВС как европейский бренд. Столкновение двух Luftwaffe

Унижение

Единственные ВВС континентальной Европы давшие по носу Ари. При их количественных (170 самолётов против 2000) и качественных показателях (более современный и мощный воздушный флот у немцев), можно сказать, что пигмей сбили с ног Гулливера.

5.06.1940 г. Гитлер говорил о победе "в величайшей битве всех времён", о моменте славы германского оружия, о танках Гудериана, сокрушивших Францию, а по его поручению глава МИД Риббентроп составлял ноту протеста для отправки в Берн, по поводу печальной участи самолётов немецких ВВС, накануне сбитых в упрямой маленькой Швейцарии.

-2

Независимость

Понятны бурные эмоции Адольфа Гитлера, цитирую: "Ударили исподтишка, подобно Вильгельму Телю". Но сутью было нежелание нейтральной Швейцарии быть прихожей, в которой Германия счищает грязь со своих сапогов.

И когда в воздушное пространство кантонов стали залетать германские самолёты их начали сбивать, а пилотов и экипажи интернировать. Действовал жёсткий приказ главнокомандующего Анри Гизана, сбивать всех нарушителей, независимо от страны происхождения самолёта.

Первые стычки прошли ещё 10 мая. Тогда лётчики FAS, у ВВС Швейцарии есть название и на французском языке (Forces aériennes suisses), атаковали нарушителей, группу бомбардировщиков "Хенкель 111", распушив хвост замыкающему строй самолёту.

В этот же день досталось заблудившемуся «Дорнье-17», который после свинцового полива еле дотянул до австрийской территории и сделал грубую посадку, уткнувшись в землю. Как говориться дальше больше.

16.05.1940 г. лётчики швейцарской эскадрильи Виктор Штрайфф и Рихард Кислинг на самолётах "Ме Bf 109 E" обстреляли «Хейнкель 111». Он аварийно приземлился под Цюрихом.

-3

Концентрация

Период с 1. 06 до 9. 06 можно назвать Швейцарской Отечественно Воздушной войной. О ней и будет рассказ, но прежде сообщу на чём летали эскадрильи FAS и немного об организации воздушной обороны страны.

-4

В течение 1937-38 гг. Швейцария закупила у Германии 90 "Messerschmitt Bf 109". К 1940 году основными летательными аппаратами авиации страны были:

  • 10 Мессершмитт-109 D-i (двигатель 680 л.с.);
  • 80 Мессершмитт-109 D-i, Е-3 Эмиль (двигатель 1100 лошадей);
  • 80 D-3800 (Моран-Солнье по лицензии).

Самолёты не были оборудованы рациями, лётчики, во время несения дежурств в воздухе, между собой обменивались знаками. Подъем по тревоге осуществлялся по информации 220 наблюдательных постов, заменявший собой радары.

На посту
На посту

Но на них честно несли службу патриотически настроенные представители народной милиции, которые за май-июнь 1940 года оповестили о 395 нарушениях границы. Единственными инструментами для обнаружения противника на всех НП и 30 зенитных батареях были бинокли и карты.

Лётчики "Швайцер Люфтваффе" не были пилотами профессионалами, относились к милиции. Но военные ведомства приложили максимальные усилия для их подготовки, без боевого опыта, но с сотнями часов налета.

Благодаря большой практике полетов они хорошо ориентировались в небе своей страны. Как они овладели самолётами, показали воздушные схватки с серьезным противником, которые не сделали их асами, ввиду краткосрочность боевых действий, но оставили за ними поле боя.

Сбитый "Heinkel 111"
Сбитый "Heinkel 111"

Противостояние

1 июня 1940 года. В этот день сначала, в местечке Лемьер, был сбит немецкий бомбардировщик, а позже эскадрилья "Ме Bf 109" FAS атаковала 36 бомбардировщиков "Хейнкель 111", удачно отбомбивших Гренобль на юго-востоке Франции.

Швейцарцев нарушители приняли за группу прикрытия и подпустили близко к себе. В результате 2 машины подожжены и ушли во Францию, Экипажи попали в плен к французам, кто после вынужденного приземления, кто после выброски с парашютом.

Это произошло в кантоне Jura, где, в основном, и разыгрались, в последующие 8 дней, воздушные баталии, сделавшие честь Анри Гизану и его пилотам. Хроника событий тех дней.

2.06.1940 г. в районе Ивердона принуждают к посадке немецкий бомбардировщик, предварительно предупредив о серьезности своих намерений.

4.06.1940 арийское эго пересилило немецкое хладнокровие. Шаппи решили проучить задающихся швейцарцев, выманив их для боя на французскую территорию. В качестве приманки баражировал «Хейнкель». В засаде ожидали 28 "Ме Bf 110" и "Ме Bf 109 G", с более мощными двигателями и вооружением.

Швейцарцы приняли бой. В завязавшейся воздушном поединке два 110 вместе со своей приманкой "Хейнкелем 111" ткнулись в землю. Хозяева лишились самолёта пилота Рикенбахера. Машины Рейха получили более серьезные повреждения.

Известна реакция Геббельса на этот бой: "...только Швейцария постоянно демонстрирует свою наглость. Сбила наши самолеты". Гитлер опять вспомнил Шиллера, незаслуженно увековечившего террориста Теля.

Раздражение вылилось в направление на военные аэродромы Пайерна, Бёцингена, Шрайтенбаха и Лозанны диверсионной группы, для осуществления там взрывов. С этим также ничего не вышло. Группу уничтожили.

8.06.1940 г. "Удар возмездия" планировали тщательно. Бомбардировщики "Хейнкели 111" под прикрытием 32 "Ме Bf 110", вылетели для бомбардировки аэродромов. Ценой своей гибели самолет-разведчик EKW С-35 объявил тревогу.

Всего 12 "Ме Bf 109" одержали победу и в этом бою. Три вражеских истребителя были сбиты, один швейцарский 109 смог сесть на аэродроме, но уже не подлежал восстановлению.

Противоборство Люфтваффе и «Швайцер люфтваффе» обернулось для Германии потерей 11 самолетов, 4 из которых "Хейнкели 111". У FAS - 2 "Мессершмита" Bf 109 E и один разведчик EKW С-35.

генерал Роберт фон Грайм
генерал Роберт фон Грайм

9. 06. 1940 г. командующий 5-го воздушного корпуса генерал Роберт фон Грайм был принят Гитлером с докладом по этим инцидентам.

Продвижение СССР в Бессарабии и Северной Буковине не позволили Адольфу Гитлеру вторгнуться в Швейцарию и ввязаться в горную войну.

Победа!

На планы Гитлера оккупировать Швейцарию, операция «Танненбаум», построили в горах доты и фортификационные сооружения по единому проекту "Национальный редут", что сделало бы дорогостоящим и затяжным германское вторжение в страну.

19.06.40 г. Кёхер, посланник Германии в Берне вручил ноту протеста федеральному президенту Швейцарии M. Пиле-Голазу.

Дипломаты уступили 5-километровую зону вдоль границы для пролета немецких самолётов.

Генерал Анри Гизан
Генерал Анри Гизан

Пилоты получили приказ не вступать в боевые столкновения. Швейцария по сегодняшний день чтит своего генерала Анри Гизана за выдающуюся стратегию обороны государства, обеспечившую нейтралитет и защиту от вторжения и мужество пилотов.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц