Унижение
Единственные ВВС континентальной Европы давшие по носу Ари. При их количественных (170 самолётов против 2000) и качественных показателях (более современный и мощный воздушный флот у немцев), можно сказать, что пигмей сбили с ног Гулливера.
5.06.1940 г. Гитлер говорил о победе "в величайшей битве всех времён", о моменте славы германского оружия, о танках Гудериана, сокрушивших Францию, а по его поручению глава МИД Риббентроп составлял ноту протеста для отправки в Берн, по поводу печальной участи самолётов немецких ВВС, накануне сбитых в упрямой маленькой Швейцарии.
Независимость
Понятны бурные эмоции Адольфа Гитлера, цитирую: "Ударили исподтишка, подобно Вильгельму Телю". Но сутью было нежелание нейтральной Швейцарии быть прихожей, в которой Германия счищает грязь со своих сапогов.
И когда в воздушное пространство кантонов стали залетать германские самолёты их начали сбивать, а пилотов и экипажи интернировать. Действовал жёсткий приказ главнокомандующего Анри Гизана, сбивать всех нарушителей, независимо от страны происхождения самолёта.
Первые стычки прошли ещё 10 мая. Тогда лётчики FAS, у ВВС Швейцарии есть название и на французском языке (Forces aériennes suisses), атаковали нарушителей, группу бомбардировщиков "Хенкель 111", распушив хвост замыкающему строй самолёту.
В этот же день досталось заблудившемуся «Дорнье-17», который после свинцового полива еле дотянул до австрийской территории и сделал грубую посадку, уткнувшись в землю. Как говориться дальше больше.
16.05.1940 г. лётчики швейцарской эскадрильи Виктор Штрайфф и Рихард Кислинг на самолётах "Ме Bf 109 E" обстреляли «Хейнкель 111». Он аварийно приземлился под Цюрихом.
Концентрация
Период с 1. 06 до 9. 06 можно назвать Швейцарской Отечественно Воздушной войной. О ней и будет рассказ, но прежде сообщу на чём летали эскадрильи FAS и немного об организации воздушной обороны страны.
В течение 1937-38 гг. Швейцария закупила у Германии 90 "Messerschmitt Bf 109". К 1940 году основными летательными аппаратами авиации страны были:
- 10 Мессершмитт-109 D-i (двигатель 680 л.с.);
- 80 Мессершмитт-109 D-i, Е-3 Эмиль (двигатель 1100 лошадей);
- 80 D-3800 (Моран-Солнье по лицензии).
Самолёты не были оборудованы рациями, лётчики, во время несения дежурств в воздухе, между собой обменивались знаками. Подъем по тревоге осуществлялся по информации 220 наблюдательных постов, заменявший собой радары.
Но на них честно несли службу патриотически настроенные представители народной милиции, которые за май-июнь 1940 года оповестили о 395 нарушениях границы. Единственными инструментами для обнаружения противника на всех НП и 30 зенитных батареях были бинокли и карты.
Лётчики "Швайцер Люфтваффе" не были пилотами профессионалами, относились к милиции. Но военные ведомства приложили максимальные усилия для их подготовки, без боевого опыта, но с сотнями часов налета.
Благодаря большой практике полетов они хорошо ориентировались в небе своей страны. Как они овладели самолётами, показали воздушные схватки с серьезным противником, которые не сделали их асами, ввиду краткосрочность боевых действий, но оставили за ними поле боя.
Противостояние
1 июня 1940 года. В этот день сначала, в местечке Лемьер, был сбит немецкий бомбардировщик, а позже эскадрилья "Ме Bf 109" FAS атаковала 36 бомбардировщиков "Хейнкель 111", удачно отбомбивших Гренобль на юго-востоке Франции.
Швейцарцев нарушители приняли за группу прикрытия и подпустили близко к себе. В результате 2 машины подожжены и ушли во Францию, Экипажи попали в плен к французам, кто после вынужденного приземления, кто после выброски с парашютом.
Это произошло в кантоне Jura, где, в основном, и разыгрались, в последующие 8 дней, воздушные баталии, сделавшие честь Анри Гизану и его пилотам. Хроника событий тех дней.
2.06.1940 г. в районе Ивердона принуждают к посадке немецкий бомбардировщик, предварительно предупредив о серьезности своих намерений.
4.06.1940 арийское эго пересилило немецкое хладнокровие. Шаппи решили проучить задающихся швейцарцев, выманив их для боя на французскую территорию. В качестве приманки баражировал «Хейнкель». В засаде ожидали 28 "Ме Bf 110" и "Ме Bf 109 G", с более мощными двигателями и вооружением.
Швейцарцы приняли бой. В завязавшейся воздушном поединке два 110 вместе со своей приманкой "Хейнкелем 111" ткнулись в землю. Хозяева лишились самолёта пилота Рикенбахера. Машины Рейха получили более серьезные повреждения.
Известна реакция Геббельса на этот бой: "...только Швейцария постоянно демонстрирует свою наглость. Сбила наши самолеты". Гитлер опять вспомнил Шиллера, незаслуженно увековечившего террориста Теля.
Раздражение вылилось в направление на военные аэродромы Пайерна, Бёцингена, Шрайтенбаха и Лозанны диверсионной группы, для осуществления там взрывов. С этим также ничего не вышло. Группу уничтожили.
8.06.1940 г. "Удар возмездия" планировали тщательно. Бомбардировщики "Хейнкели 111" под прикрытием 32 "Ме Bf 110", вылетели для бомбардировки аэродромов. Ценой своей гибели самолет-разведчик EKW С-35 объявил тревогу.
Всего 12 "Ме Bf 109" одержали победу и в этом бою. Три вражеских истребителя были сбиты, один швейцарский 109 смог сесть на аэродроме, но уже не подлежал восстановлению.
Противоборство Люфтваффе и «Швайцер люфтваффе» обернулось для Германии потерей 11 самолетов, 4 из которых "Хейнкели 111". У FAS - 2 "Мессершмита" Bf 109 E и один разведчик EKW С-35.
9. 06. 1940 г. командующий 5-го воздушного корпуса генерал Роберт фон Грайм был принят Гитлером с докладом по этим инцидентам.
Продвижение СССР в Бессарабии и Северной Буковине не позволили Адольфу Гитлеру вторгнуться в Швейцарию и ввязаться в горную войну.
Победа!
На планы Гитлера оккупировать Швейцарию, операция «Танненбаум», построили в горах доты и фортификационные сооружения по единому проекту "Национальный редут", что сделало бы дорогостоящим и затяжным германское вторжение в страну.
19.06.40 г. Кёхер, посланник Германии в Берне вручил ноту протеста федеральному президенту Швейцарии M. Пиле-Голазу.
Дипломаты уступили 5-километровую зону вдоль границы для пролета немецких самолётов.
Пилоты получили приказ не вступать в боевые столкновения. Швейцария по сегодняшний день чтит своего генерала Анри Гизана за выдающуюся стратегию обороны государства, обеспечившую нейтралитет и защиту от вторжения и мужество пилотов.