Найти тему
Агния Стефёдова

Автор не только пишет

Самиздат. Удивительная трансформация слова.

Ещё тридцать лет назад в нашей стране под самиздатом понималось всё, что было запрещено, но печаталось и распространялось частным образом. Хотя, если верить Википедии, помимо машинописного и рукописного существовал ещё и фотографический способ, позже – при помощи ЭВМ.

Вообще, из того, что мне удалось узнать, самиздат – понятие широкое и тесно переплетено со свободой слова. Имеет свою историю и как явление появилось задолго до формирования термина. К примеру, в 18 веке рукописным способом распространялись сатиры А.П. Сумарокова, не упустили такую возможность декабристы с их воззваниями, и даже стихотворение М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта» и «Горе от ума» А.С. Грибоедова множились вручную.

Само слово появилось в 20-м веке как пародия на названия советских издательств (Госкомиздат, Политиздат). Было интересно узнать, что так «издавались» не только запрещённые произведения, но и труды по йоге, рецепты алкогольных коктейлей, выкройки из журналов, карты местности и др.

Говоря об этом явлении, представляю себе целый «подводный» мир, где хотелось свободы, правды и смелости, мир, за погружение в который преследовали, с которым боролись, но так и не смогли искоренить. Пусть я родилась при Советском Союзе, однако, мне непонятно то время, когда было «вслух нельзя», а только «тихо и дома на кухне». Я безумно рада, что моё взросление пришлось на период конца 90-х – начала 2000-х, когда свобода слова уже и ещё была не пустым термином, а понятием, используемым на все 100.

Но хочу вернуться к «самиздату». Удивительно, понадобилось меньше 3-х десятков лет, чтобы это слово приобрело совершенный иной смысл.

Сейчас к термину обращаются, когда идёт речь об электронных площадках, литературных платформах, пользователи которых могут не только читать имеющиеся там книги, но и самостоятельно размещать свои.

Наверное, я соврала, сказав, что понятие приобрело совершенно иной смысл. Всё же общее у них есть – возможность, которую они предоставляют: тогда – увидеть большее и быть услышанным, сейчас – возможность самореализации. Только задумайтесь, я могу (пусть будет громко сказано) опубликовать свою книгу, рассказ, стихи, да что угодно не выходя из дома.

Естественно, везде есть свои нюансы, правила, особенности, и стать сразу известным ближе к фантастике, чем к реальности. Например, чтобы засветиться своей зелёной обложкой на сайте, где выкладываю книгу, мне необходимо публиковать куски не менее 20 тысяч знаков. Тогда произведение попадает на главную страницу в рубрику «обновления». Однако, напор таких же желающих настолько велик, что не проходит и пяти минут, как меня задвигают в дальний угол и всё. Не увидели тебя за это время, значит, и не увидят.

Но (!) я безгранично рада и 20 читателям. Где я смогла бы найти такую аудиторию? Вы скажете: родственники, друзья, по сусекам и амбарам и вот тебе 20 человек. Соглашусь, но, во-первых, скорее всего, мне пришлось бы самой зачитывать вслух произведение, это полбеды. Другой вопрос, как всех собрать? Идеальный вариант, конечно, в этом случае свадьба общих знакомых (родственников). И занять всё эфирное время? Боюсь, молодожёны мне не простят. Как вариант, можно развестись самой и снова организовать свадьбу, на которой и… В этом же случае, думаю, меня не поймёт муж.

Как ни крути, хорошо, что есть самиздат!

P.S. И ещё я всей душой надеюсь, что мы больше никогда не вернёмся к старому советскому понятию «самиздат», поскольку именно с ограничения свободы слова начинается попрание основных жизненных прав людей. Я всей душой надеюсь, ведь «рукописи не горят».