Часть 2
Предыдущая серия - здесь.
В конце мая я зарегистрировалась на курс. За 3 минуты заполнила анкету на сайте (хитрость в том, чтобы заполнить ее заранее на предыдущий курс, тогда система запомнила ответы). Это была моя вторая попытка, первая заняла 5 минут и была неуспешной.
У меня получилось.
Подтвердила участие за месяц до курса. Набрала 3х попутчиков в машину. Договорилась о встрече.
Один мальчик, Леша, оказавшийся сыроедом и всепрактикующим, кинул мне ссылку, мол, смотри, в какой важный день мы начинаем — 8.8.8 (8 число 8 месяца года 8 (2+0+1+5=8)) — значимый день с точки зрения нумерологии и еще чего-то. Начать процессы изучения себя, вступить на какой-то путь и бла-бла. Не помню уже, но меня это вдохновило. 8 — мое число вообще, классно!. Это сейчас, в 2019, я узнала, что 8 — это Сатурн. Медленный и очень строгий (хоть и справедливый) учитель.
8.8.8 (8 число 8 месяца года 8 (2+0+1+5=8)) — значимый день с точки зрения нумерологии и еще чего-то
В месте встречи я посадила к себе троих абсолютно разных людей из 3х разных городов и мы поехали. Проехали 300 метров и... у меня чуть не забрали права за встречку. Глупо и нелепо. Я включила все обаяние вместе со слезами и недорого откупилась.
Да, моя випассана началась именно так, со «штрафа» в 4000 рублей работникам ДПС.
При чем, собрала я эти деньги со своих попутчиков, клятвенно пообещав им вернуть рубли при первом же банкомате. Так и сделала, но в общем было обидно. Привет, Сатурн!
Это просто забавный факт, потом все пошло как пошло. Мы поболтали в машине немного, приехали в Дхамму Дулабху, заполнили анкеты, я написала «сдаю телефон» и эмоджи-сердечко самым близким, и попрощалась с личными вещами.
Заселилась в 3-хместную комнату, по совпадению, с моей попутчицей Аней. Порадовалась тому, что нас в комнате 3, остальные-то живут по 8 человек, хотя я заметила в больших комнатах разделение на отдельные кельи фанерой и шторками, что делало 8-миместные комнаты таким капсульным микро-отелем.
Мы прослушали вводную лекцию в столовой, после чего пришли на первую медитацию, предварительно попрощавшись с попутчиками. Забавно, как люди становятся немножко родными за пару часов совместной дороги. Особенно по сравнению с уровнем близости со всеми остальными 38 женщинами и 38 мужчинами на курсе. Особенно мужчинами, их я видела только затылками и то лишь ближайшие ко мне пару рядов в медитационном зале до самого 10-ого дня.
Первая медитация, помощники учителя, песнопения:
С первой медитации начинается полная сепарация полов. У женщин свой корпус, у мужчин — свой. Свои отдельные территории для прогулок. Общее пространство столовой «располовинили» голубой шторкой (когда ты садишься напротив шторки, ты точно сидишь напротив кого-нибудь из мужчин, который сейчас жует свой обед. Но шторка. Можно фантазировать), медитационный зал был разделен двойной сплошной метровой ширины. В пограничную зону разве что иногда попадали подушки и пледы.
Медитационные зал вообще был местом, где мужчины находились к женщинам ближе всего. Мне повезло (или наоборот, с точки зрения глубины и интенсивности самой практики), мне досталось место (а место в медитационном зале достается раз и на весь срок пребывания, одно, твое, без возможности что-то поменять) у «пограничной» зоны. Через проход от меня сидел Леша, который ехал со мной в машине. Сидел всегда идеально ровно и бездвижно, как Будда!
Вячеслав, так же ехавший со мной, попал на курс по счастливой случайности, так как не попал в изначальный набор, но кто-то потом отказался и ему «свезло». Так и ко мне в машине он занял место, опередив другую претендентку на 5 минут письмом. Возможности поехать своим ходом даже на электричке у Славы не было — не было денег, никаких. Он признался, что пару дней даже и не ел. В зале он оказался где-то в середине массы мужчин, мало различим, мы так и не увиделись больше.
Еще сидели разные затылки.
Один был бородатый качок, другой — крепыш, остальные мальчики в основном худые и высокие. Было и несколько прямо совсем взрослых господ, но средний возраст, как и у барышень — 23-30 на вид.
Напротив мужчин на квадратном высоком и устойчивом журнальном столике (на самом деле, наверное, специальной площадке учителя, но моему глазу предмет мебели был непривычен) статно сидел так называемый помощник учителя (помощник, потому что ныне единственный тру-учитель — Гоенка — бирманец, голос которого в записях слушают на всех практиках випассаны) мужчина без возраста — индус, плавных форм, темный, в светлых одеждах с очень уютным легким шарфиком (потом, с холодами, сменившимся нежнейшим бежевым широким палантином, который умиротворял уже просто одним своим видом).
Напротив женщин, на таком же предмете мебели, возвышалась помощница учителя — женщина. Белокожая сухая американка в возрасте. Это была семейная пара. Они всегда либо уже ждали нас в зале, бездвижо сидя в полулотосах, либо беззвучно появлялись уже после того, как все студенты, копошась, елозя и разминаясь, усядутся, плавно интегрируясь в пространства своих столиков.
Я не могу найти другого слова, хоть убейте! Они именно интегрировались на свои места, никак иначе: все движения были просчитаны до миллиметра, ни единого звука, может, пара едва уловимых скрипов деревянной конструкции постамента. Я научилась их различать и знала, когда учителя появлялись или исчезали в зале во время медитаций с непрерывно закрытыми глазами, иногда даже можно было угадать, когда закончится бездвижный час за пару секунд до очевидного знака начала конца, но об этом позже.
Это я писала, только вернувшаяся с практики, и уже не помнила, что именно было на первой медитации. Все еще сохраняющаяся концентрация помогала не слишком отвлекаться на появившийся непрерывный доступ к еде, телефону и вообще миру. Я вспоминала.
На первой медитации непонятно вообще ничего.
Больше, скорее, смешно. Все начинается (и потом сопровождает до самого конца) с песнопений Гоенки. Из одного прочитанного отчета о випассане я хорошо запомнила скептический настрой в отношении вокальных данных Учителя, а так же песенку про Коляна и еще про что-то очевидо нелепое (про Gay Protection — легко узнаваем). «Колян» появился сразу же вместе с пением о любви и мире на языке пали. На языке пали.
Да, на ПАЛИ.
То есть даже близко ничего непонятно, почти никакого ритма, совсем никакого аккомпанемента и это все в исполнении великовозрастного уже мужчины, который не очень активно артикулирует, и губы у него явно такие плотные и очевидно мясистые и мокрые. Все совсем не похоже на какие-нибудь «харе-кришна» или «джеймата-кали-джеймата-дурги», это, особенно в первое слушание.. набор хаотичных несвязных слогов с запинками, иканием, причмокиванием и горловым крехтением.
Уже потом, по прошествии дней, начинаешь угадывать не только песню про Коляна и Гей протэкшн, но и остальные, отдельные слова. Узнаешь песни не только по почти отсутствующему ритму (он есть, потому что это все же песни, и они повторяются). Первым, конечно, научаешься распознавать 3 волшебных слова, которые означают последние 30 секунд медитации — Bhavatu sabba mangalam, это есть пожелание счастья всем живым существам.
После третьего произнесения этого доброго заклинания происходит чудо — перерыв!
Можно тяжело вздыхая, потирая коленки (или другие части тела, в зависимости от того, кто что отсидел, у кого что затекло, заныло или как либо иначе просит внимания) встать и потянуться.
На первой же лекции студенты принимают 5 правил предписаний и принимают приверженность Дхамме. Это такая формальная часть, как ответ на вопрос «согласен ли ты, Иван Петров, взять в свои законные жены...» только это все, повторяя слова на незнакомом языке, коверкая, наверняка изменяя смысл.
Кто как может, тот так и принимает правила.
Возможно, то, что исходит из ртов слегка прифигевших от неожиданности новых студентов, уже не означает то, что предлагается сказать, но мы этого не узнаем
Вишенкой на торте — недолгая медитация и отбой. Впереди первая ночь после дня номер 0.
Продолжение в следующей статье. Будет смешно, страшно, злобно и потом все-таки хорошо. Подписывайтесь на мой канал, чтобы видеть будущие части в ленте.
Текст и коллажи: Юлия Сверчкова