Найти тему

Мемуары моего отца Книга 2 Глава3. Интересно будет читать тем, кто имеет отношение к Ельниковскому району Мордовии, и не только.

Книга 2

Глава 3

Итак, в пятом классе моими одноклассниками из д.Александровка были: Минькин Василий Андреевич (Камыш), Барков Иван Антонович (Ванька Барков), Акимов Алексей Иванович (из-за маленького роста его звали «мужик»). Из всего александровского класса продолжали учёбу только вот эти трое, и доучились в последствии до окончания седьмого класса.

Хочу заметить, что требования к учёбе, не смотря на войну и плохие материальные условия, были очень жёсткими. Кроме того, в школе совершенно отсутствовали блат и кумовство. Приведу такой пример. Ширчков Иван учился на три года раньше меня и был оставлен на повторный год по русскому языку учительницей Ширчковой Екатериной Григорьевной (Варжина), которая приходилась ему двоюродной сестрой, к тому же она у них и жила. Таких примеров можно привести очень много.

Учеников из семилетней школы выгоняли как за успеваемость, так и за дисциплину. В начальной школе учеников тянули, давая получить всеобщее начальное образование, а затем ученику давали свободу выбора: хочешь учись , не хочешь – уходи и работай в колхозе или другом месте. В деревне Александровка была промартель им.Тельмана, работать в которую устраивались все, кто ушёл из школы: плотниками, слесарями и другими рабочими. Во время войны артель производила лыжи для армии, венские стулья, сани, деревянные лопаты и другие изделия.

Моя мама часто завидовала тем матерям, чьи сыновья работали в промартели. Да и было чему завидовать: они зарабатывали живые деньги и приобретали мастерство. Из Петровки почему-то никто там не работал. Я же продолжал учиться и помогал матери тем, что по вечерам плёл лапти, которые успешно продавал на базаре. Учиться мне было интересно, меня часто за это хвалили учителя. Плохо было то, что читать художественную и другую литературу не получалось из-за нехватки времени. Да и саму литературу достать было негде. Из-за этого пробел в знаниях остался у меня на всю последующую жизнь.

Близилась весна 1943 года, вся страна жила в тяжёлом поступательном ритме. Обе воюющие страны – и советские и фашистские войска – готовились к решающим летним сражениям 1943 года. К этому времени вся военная промышленность, вывезенная за Урал, начала усиленно работать. К этому времени в действующей армии Советский Вооружённых сил насчитывалось 6,6 миллионов человек личного состава, 105,5 тысяч артиллерийских орудий, 10,2 тысячи танков, 10,2 тысячи боевых самолётов. 12 апреля 1943 года в Ставке Верховного Главнокомандующего проходило совещания, на котором присутствовали И.В.Сталин, маршалы Г.К.Жуков, А.М.Василевский и другие генералы. Они пришли к выводу, что наиболее вероятным районом нового наступления может быть район Курской дуги. В течение апреля-июня на всём Курском выступе шла поистине титаническая работа. На глубину более 300 км от линии фронта создавалась мощная полоса обороны, состоящая из восьми рубежей. Протяжённость одних только вырытых траншей и ходов сообщения составила 10 000 км.

Хочу сказать, что все данные по численности войск и их вооружений я привожу не по памяти, а из летописи Великой Отечественной Войны издания Москва, Молодая Гвардия, 1985 год. В моей памяти отложились основные эпизоды ВОВ в общем виде, то есть так, как пересказывали наши печатные издания тех лет. Эти эпизоды много переосмысливались через призму прожитых лет. Всё то время для меня и всего народа было очень трудным. Народ был измотан непосильной работой, но не роптал, не жаловался, а стойко переносил все невзгоды. Труднее всех было старикам, которые уже не могли работать; питание было очень плохим. Многие из них не выдерживали этих тягот и умирали. Во время войны пресс и преследование народа властями значительно ослабли. Это способствовало сплочению для достижения победы над грозным, коварным врагом.