На современного человека со всех сторон ежечасно обрушивается масса информации.
Новости: Google, Yandex постоянно отправляют на наши гаджеты огромное количество информации; социальные сети: Контакт, Instagram, Youtube – не позволяют оторвать глаза от устройства; а если все-таки оторвал, то реклама: на улице, на машинах, в телевизорах. Тут мы приходим на работу... Но и здесь по мимо всего выше сказанного нас отвлекают: коллеги – на праздные беседы (нет конечно, все они «ОЧЕНЬ» важны), начальник – каждые 5 минут подкидывает новую «СУПЕР-ПУПЕР-МЕГА СРОЧНУЮ ЗАДАЧУ». Или ты на учёбе в школе или ВУЗе...
Как же возможно разобраться в таком огромном потоке?
Однажды у студента Университета Британской Колумбии сложилась ситуация: «... по мере роста учебной нагрузки твой мозг все более сдаёт позиции перед высокими требованиями к мышлению, творческому подходу, памяти, умению решать задачи, анализировать и «сочинять» в ходе письменных работ. Как и другие, я все чаще сталкивался с тем феноменом, когда отдача от учебной работы падает несмотря на прилагаемые усилия, а временами и вовсе кажется нулевой. Парадокс заключался в том, что, как мне казалось, чем больше я конспектировал и учил, тех хуже был мой результат...» как следствие логический тупик – прилагаешь меньше усилий, то огромное количество необходимой информации пройдёт мимо; записывая все, расходуя на это все больше времени – «тем хуже был мой результат.» Его вывод был следующий – нерациональное использование «интеллекта и вообще мыслительных способностей». Именно понимание этого повело его в местную библиотеку. Услышав вопрос о книгах по теории мозга, о его практических возможностях, библиотекарь отправил молодого человека в отдел медицинской литературы. Студент пояснил что необходима информация не о том, как делать «операции на мозге, а лишь правильно использовать его». Ответом было отсутствие у них подобных книг.
«Я вышел в полном изумлении. Когда я вышел из неё в тот деньг мне вдруг пришло в голову, что проблема с которой я столкнулся, не найдя нужной литературы быть может пришлась кстати. Поскольку таких книг ещё не написано я ступил на заповедную территорию где есть подлинный простор для пытливого ума.»
Этот студент Тони Бьюзен отличник в области психологии, математики Университета Британской Колумбии. По итогу работы этого человека свет увидело то, что сейчас можно увидеть под именами Мыслительная карта, Карта мыслей, Интеллект – карта, звёздочка решений, Mind map и прочее.
Поискав в интернете какую-либо информацию об этом Вы неизменно наткнётесь на различное описание этой системы. Вот какие определения дают в основном
- Метод структуризации концепций с использованием графической записи в виде диаграммы – Wikipedia
- Способ фиксации процесса мышления – Lifehacker
- Метод визуализации мышления – Habr
Как следствие определений выявляются сферы применения вот не которые из них:
- Фиксация информации
- конспектирование
- обучение
- подготовка материала (например, к презентации)
- Запоминание информации и лёгкий доступ к ней
Пример: мы не можем запомнить адреса своей школы, но любому сможем объяснить, как до неё добраться, какие рядом будут дома, какие деревья вывески. Всё дело в том что мозг связал все в единую картину и свободно обращается к любой части схемы.
- Анализ информации
- Мозговой штурм
- Решение творческих задач
- Составление органограмм
- Планирование и разработка
- И как следствие развитие интеллектуальных и творческих способностей
Плюсы использования метода
- Подача информации в мозг – как мы воспринимаем жизнь (все вокруг нас) так и на карте ума, то что находится в центре – главное, а вокруг атрибуты, свойства, качества, составные части (система «Я-Центрирование»)
- Обработка информации мозгом – визуальная информация мозгом воспринимается быстрее и эффективнее обрабатывается (эффект превосходства образа)
- Улучшение творческих навыков, применяемых при создании карты – при составлении карт, автор идеи, рекомендовал пользоваться разными цветами и рисунками, с которыми у Вас ассоциируется это направление. И пусть Вы не художник и рисуете из рук вон плохо – это будет замечательной практикой, по экспериментировать и попробовать рисовать для себя.
- Категорирование – разделение деталей общего по категориям. Это качество очень пригодится Вам в различных сферах деятельности, объединение различных свойств и параметров общей категорией
- Наглядность – при составлении интеллект карты целиком Вы сможете увидеть всю картину целиком, определить все связи, касающиеся исходного объекта и возможно увидите ситуацию под иным углом.
- Меньше писанины, меньше времени. Тони Бьюзен, составляя карту мыслей, помещал главное в центре, откуда исходили линии. Названия этих линий он старался делать не просто кратким, он писал лишь одно слово, характеризующее эту ветвь.
- Незавершённость линейного списка. Смотря в список покупок, наш мозг не считает, что список завершён. В отличие от ментальной карты которая даже полностью составленная выглядит логически законченным, хотя её всегда можно дополнить.
Но все что имеет положительные аспекты неизменно имеет минусы:
- Обобщение. Разбирая сложную структуру, есть вероятность чрезмерного упрощения.
- Так же есть возможность увидеть структуру и порядок там, где его и быть не может.
- Построение карту и делая акцент на одних категориях и связях сейчас может привести к тому что в бедующем Вы не сможете вновь построить этот ассоциативный ряд, поэтому понадобится время что бы карту расшифровать. А иной человек её совсем может не понять.
- Слишком сложные карты, с избытком связей не только в пределах своего категории, но затрагивающие иные аспекты, могут быть сложно воспринимаемыми.
Но есть и такие минусы которые только кажутся, потому назову их мнимыми
- Дольше делать, чем список. Да это так, но только первое время. Сделав пару шагов в создании своей первой звёздочки решений вторая уже будет намного быстрее.
- «Я думаю линейно». На самом деле мы мыслим ассоциациями, и mind map будет максимально реально отображать работу нашего «мыслительного аппарата»
Ну вот краткое описание метода Тони Бьюзена
Подписывайтесь, оставляйте комментарии.
Доброго времени суток.