Сегодня центр дизайна Artplay из экспериментальной площадки для взаимодействия архитекторов и дизайнеров превратился в масштабный коммерческий проект, сотрудничающий с правительством Москвы. Однако, проекту удается зарабатывать большие деньги и самостоятельно благодаря знаменитым мультимедийным выставкам. Важным фактором успеха стало то, что команда Artplay не стала замыкаться исключительно на теме архитектуры и дизайна, а «впустила к себе» и другие сферы искусства. Однако отношения у Artplay и искусства весьма специфичны: оно предстает перед зрителем не в оригинальном прочтении, а под мультимедийной маской.
«Количество художественных галерей будет строго ограничено»
Artplay начинал свою жизнь на Миусской площади в 2003 году. Уже тогда его небольшое пространство включало в себя арт-бюро, где проходили выставки. Затем центр дизайна переехал на улицу Тимура Фрунзе, и тогда в концепции проекта появилась составляющая шоу. По словам Алины Сапрыкиной, долгое время занимавшей пост арт-директора Artplay, новое здание будто специально было создано под выставочный зал со сценой для концертов. В 2007 году центр дизайна переехал на территорию советского завода «Монометр». Соседом Artplay на новом месте стал известный центр современного искусства «Винзавод». Территориальная близость творческих пространств обусловила их взаимодействие. Хотя изначально идейный вдохновитель Artplay Сергей Десятов планировал свой проект как замкнутое пространство взаимодействия исключительно для архитекторов и дизайнеров, уже в 2010 году в интервью изданию The Village Десятов рассказывал, что основная часть Artplay будет занята мастерскими, студиями, шоурумами, образовательными учреждениями (такими как Британская школа дизайн), а вот количество художественных галерей будет строго ограничено.
Действительно, галереи на территории центра дизайна не открывались долго. Первая галерея современного искусства называлась «Паноптикум Inutero». Ее художественный руководитель Елена Язычьян позиционировала свой проект как нечто новое, отличное от текущих представителей арт-рынка. Однако вскоре галерея закрылась. Такая же судьба настигла другую открывшуюся на территории Artplay галерею – Musivum, специализирующуюся на мозаичном искусстве. В 2018 году на территории завода «Плутон», которую некоторые также относят к Artplay, начала работу еще одна галерея Proun.Moscow, ныне тоже закрытая.
Мечта об «Арт-квартале»
В начале 2010-х годов планы команды Artplay изменились.В интервью «Ведомостям» в 2012 году Десятов сообщал о намерении создать большую арт-зону в окрестностях Курского вокзала под эгидой Artplay. Масштабная арт-территория должна была объединить Artplay, Винзавод, дизайн-завод «Флакон» и Гоголь-центр. Тогда же директор Artplay назвал арт-проекты «локомотивом развития территории». Так искусство уверенно вступило на территорию Artplay.
Artplay выступил организатором мероприятий, относящихся к масштабным арт-событиям. На территории Artplay за историю его существования на месте «Монометра» прошло множество значимых для современного искусства событий. Так, Artplay стал мыслиться уже не как замкнутое пространство, а как часть большого арт-квартала. О масштабном проекте заговорили с 2012 года и продолжают говорить по сей день. Пространство должно было соединить Artplay, Винзавод, Гоголь-центр, дизайн-завод «Флакон», бизнес-квартал «Арма» - с каждым годом этот список становился все больше. На официальном сайте арт-квартала его территория ограничивается станциями метро Красные ворота, Бауманская, Площадь Ильича, Курская. В 2014 году инвестиции в данный проект оценивались в 10 миллиардов долларов. На какой стадии разработка проекта находится сейчас- неизвестно. Artplay по сей день продолжает быть отдельным объектом. Все эти годы центр дизайна появлялся в медиапространстве с этикеткой «арт» и участвовал во всех важных событиях жизни города, связанных с искусством.
Оживление Ван Гога
В 2014 году на территории Artplay был запущен проект «Artplay Media», ставший важным источником дохода и продвижения бренда. Тогда же была запущена мультимедийная выставка «Ван Гог. Ожившие полотна». Именно благодаря этой выставке Artplay привлек к себе невероятно много внимания. Число «обычных» посетителей творческого кластера стало расти в геометрической прогрессии. Вот как прокомментировал ситуацию управляющий партнер компании iVision, занимающейся мультимедийными выставками: «Я поначалу сомневался: нас и так обвиняют в том, что мы — попса. А тут еще и лабутены, да еще и в штанах. А вообще интересно наблюдать за теми, кто стоит в очереди — многие путали Ван Гога с Гогеном и знали про Ван Гога только то, что он отрезал себе ухо».
Тем не менее, Центр цифрового искусства Artplay Media стал сердцем Artplay. С 2014 года там было запущено еще несколько мультимедийных выставок, для которых использовались работы Питера Брейгеля, русских модернистов, французских импрессионистов. В акции «Ночь музеев» Artplay стал участвовать исключительно с такими выставками. Так центр дизайна обеспечил себе постоянный доход. Стоит ли обвинять команду Artplay в том, что они превратили искусство в «попсу»? Как говорится - "победителей не судят".
Мультимедийные выставки лишь укрепили бренд Artplay. В его концепции ведущее положение сохраняли дизайнерские и архитектурные проекты, однако любое искусство – желанный гость на территории Artplay. Пространство даже стало площадкой для Московской биеннале! В выставочных залах Artplay размещались работы фотографов Сергея Максимишина, Ольги Мичи, художницы Нарине Аракелян. Также здесь проходили такие проекты как: ArtMechanicus – кинетические скульптуры рыб, мультимедийная выставка «Космос. Love» - работы молодых художников на «космическую» тематику, выставка «спрятанного» искусства Lexus Hybrid Art, выставка Superputin. На Artplay проходят конференции искусствоведов и кураторов. В 2019 году на территории центра дизайна проходил аукцион работ молодых современных художников в рамках проекта ArtLitFond XXI-XXII аукционного дома «Литфонд», а также фестиваль современного искусства KotArtFest.
Сейчас в выставочном зале Artplay можно бесплатно посмотреть выставку работ Ильи Дроздова «Все здесь!», а также приобрести понравившуюся картину. А в действующей галерее «Форма», сейчас проходит выставка графики художника Максимова и художников группировки Кукрыниксы.
Samskara: Artplay экспериментирует
Отличительной чертой мультимедийных выставок на Artplay было использование работ великих художников, важнейших представителей мировой истории живописи. Но в конце 2017 года Artplay стал показывать иммерсивную выставку Samskara, основой для которой послужили работы современного художника Андроида Джонса.
Samskara – шоу в рамках проекта 360Art, специализирующемся на создании зрелищ с использованием технологии сферических кинотеатров. Для начала команда 360Art решила использовать работы американского мультимедийного художника Андроида Джонса. Первый раз шоу было показано в Киеве в 2015 году. В Москве же Samskara была открыта в Artplay в 2018 году. Все части «выставки», а именно: зеркальный лабиринт, VR-игры, два сферических кинотеатра и выставка работ
Андроида Джонса - расположились на 6 этаже Artplay. Если учесть, что игры и видеоряд, показываемый на экране-куполе, созданы на основе произведений Джонса , творения американского мультимедийного художника стали ядром всего шоу. Таким образом, Андроида Джонса как выдающегося творца использовали в качестве бренда. Samskara имела в Москве ошеломляющий успех и рекордное число посетителей уже в первый месяц. Что же оказалось более привлекательным для москвичей: зрелищность или творчество Джонса? Как бы то ни было, это стало важным событием для мира искусства.
Андроид Джонс, как сообщает его сайт, стал независимым «цифровым художником» в 2005 году. Его работы многослойные, психоделичные и перформативные, их главная тема – измененные состояния сознания. Сам Джонс называет свой стиль «Электро-минерализмом». Работы художника может купить любой желающий, выбрав размер и материал - каталог доступен на сайте автора. Одни произведения предназначены для печати, другие – голограммы, третьи – гобелены. Команде 360Art оставалось лишь заказать работы Джонса для своего проекта.
С одной стороны, можно подумать, что шоу не оставило места подлинному искусству. С другой – цифровые проекты на Artplay – это разговор об искусстве на языке мультмедийных зрелищ. И, возможно, это не просто разговор, а крик, который доходит до сознания широкой аудитории.
Так, мультимедийные выставки становятся удачным союзом искусства и технологий. Однако, если в случае с технологическим искусством, технологии становятся инструментом для творца, источником вдохновения, материалом, то здесь мы наблюдаем не процесс создания произведения искусства, а то, как искусство живет в разном времени и пространстве, среди разных людей. Мультимедийные выставки показывают, как искусство наполняется жизнью и популярностью через технологии и зрелищность. Но в союзе искусства, технологий и зрелищности поддержка взаимна и именно искусство, выступая в качестве символа интеллектуальности и элитарности, делает зрелище столь привлекательным. Персона Андроида Джонса, несомненно, привлекла в Artplay специфичную аудиторию, новую для площадки.
Важно добавить, что атмосфера шоу не мешала гостю Samskara насладиться работами Джонса и подумать над их смыслом. Картины были расположены в ограниченной зоне, а не желающие знакомиться с современным искусством посетители отдавали предпочтение погружению в виртуальную реальность. Так, искусство, и классическое, и современное, постоянно живет на Artplay, питает его и служит залогом его репутации как пространства творческих и интеллигентных людей.
Artplay – яркий участник жизни Москвы, пространство, известное как центр дизайна. Это один из творческих кластеров города, наряду с Винзаводом, дизайн-заводом Флакон, культурным центром ЗИЛ и т.д. Творческие кластеры – это не всегда про искусство, но искусство там всегда играет определенную роль. Институт арт-бизнеса и антиквариата в рамках проекта «Искусство в городе» решил узнать о жизни искусства на Artplay и рассказать об этом вам.
Подробности о нашем проекте "искусство в городе" можно узнать по ссылке: https://www.artinstitut.ru/projects/iskusstvo-v-gorode
Подписывайтесь на наш канал, следите за новостями и становитесь ближе к искусству!
#искусствовгороде #артинститут #иститутартбизнеса #центрискусства #artplay #центрartplay #дизайнзавод #выставкасовременногоискусства #выставки #современныехудожники #искусствовгороде #интерактивноеискусство #новоеискусство#arteducation #искуствознание#generationобразование #artgeneration #развивайся #restinart #арткурсы #артновости #арт #артрынок #искусство #тренды #арт #артрынок #искусство #тренды #artinstitut #историяискусств #историяискусства #история #искусство #артменеджмент #артрынок #артбизнес#mediaart #лекциявискусстве #artinstitut #институтартбизнеса #современноеискусство #учисьискусству #артрынок