Найти тему
Цех

Как делать идеальные конспекты: 7 простых шагов

Каждую неделю «Цех» советует курсы и лекции. Надеемся, вы на них ходите и, что не менее важно, ведете конспекты. Профессор образовательной психологии Кеннет Кьевра считает, что это самый эффективный способ чему-либо научиться. Она предлагает семь простых способов сделать ваши записи полезнее и информативнее.

Для начала записывайте хотя бы что-нибудь

Сам процесс конспектирования помогает сосредоточиться на лекции и внимательнее слушать спикера. Таким образом, даже записи в свободной форме позволяют запомнить больше.

В то же время главная ценность записей — не в процессе конспектирования, а в информации, которую вы должны запомнить. Не ленитесь прочитать свои записи после занятий — так пользы от лекции будет больше. Особенно важно делать это, если вы только начали изучать предмет.

Пишите от руки

Исследование показало, что люди, которые ведут конспекты в ноутбуке чаще отвлекаются и страдают многозадачностью: 81% студентов признались, что проверяют почту во время лекции, 43% сидят в интернете, 25% играют и 35% занимаются посторонними делами. К тому же, как пишут в том же исследовании, ваш ноутбук скорее всего отвлекает соседа.

Дополнительный минус печатных конспектов — вы записываете мысли лектора слово в слово, а это хуже влияет на уровень запоминания. Кроме того, на бумаге проще рисовать схемы и графики, без которых стена текста зачастую теряет смысл.

Старайтесь записывать как можно больше

Студенты с объемными конспектами лучше сдают тесты. Проблема в том, что средняя скорость речи лектора составляет 120–180 слов в минуту, а скорость письма обычно гораздо ниже. Так что, учитесь писать быстрее, придумывайте собственные сокращения и аббревиатуры, чтобы запомнить больше.

Не забывайте про подробности

Главную тему лекции без проблем записывают и воспроизводят 80% слушателей. А из примеров вспоминают максимум 13%. К сожалению, подробные записи напрямую связаны с запоминанием — чем больше деталей в конспекте, тем лучше студенты сдают тесты.

Обращайте внимание на невербальные сигналы

Чтобы уловить наиболее важные подробности наблюдайте за лектором. Обычно люди выделяют в речи ключевые моменты. Они либо прямо предлагают что-то записать, либо делают акцент на определенных фразах, повышают или, наоборот, понижают голос.

Если лекция монотонная или лектор увлечен рассказом и не останавливается на главном, посмотрите на язык его тела — кивки, взмахи руками, хлопки. Обращая внимание на такого рода подсказки, можно сделать свои записи подробнее почти в полтора раза.

Записывайте, просматривайте и дополняйте

Долгое время считалось, что конспект достаточно сделать, а потом прочитать. Недавнее исследование показало, что записи необходимо дополнять: уточнять пропущенные детали, добавлять примеры и подробности. Например, предложение «Объем кратковременной памяти ограничен» лучше конкретизировать: «Объем кратковременной памяти ограничен. Она одновременно удерживает до 7 объектов». Такие дополнения стоит делать сразу после лекции или на переменах.

Переслушивайте лекцию

Если хотите запомнить материал лучше, запишите лекцию на диктофон или попросите преподавателя скинуть материал. Так вы сможете переслушивать непонятные моменты, ставить запись на паузу и делать новые пометки в конспекте.

Оригинальный текст можно прочитать в Quartz.

Пересказала: Ася Барзова

«Цех» — медиа о непрерывном образовании взрослых людей. Мы целиком захвачены идеей постоянного развития личности — профессионального, интеллектуального, эмоционального и даже духовного. Мы исследуем, как, чему и где лучше всего учиться и, главное, зачем. Если вам понравился этот материал, подпишитесь, пожалуйста, на нашу почтовую рассылку.