В ноябре прошлого года, безрезультатно простояв в очередной раз на автобусной остановке более часа, моя старшая ребёнка - девятиклассница выдала мне к сведению информацию о том, что в школу она ходить не желает, потому, что там приходится проводить много времени изучая «тупые предметы, которые я так сдам», прибавляем к этому совершенно невероятно-нестабильное поведение наших автобусов (в прошлом году мы пережили очередную оптимизацию видимо) влекущее за собой то самое часовое стояние на остановке. Решили мы, что наше время и здоровье дороже, будем учиться в форме семейного обучения.
Для тех, кто читает нас недавно, с пятого класса старшая дочь училась в городской школе в районном центре, находящейся в двадцати километрах от нашей дислокации. В деревне школа девятилетка есть, но там только немецкий язык, а ей хотелось изучать английский (что мы успешно и делали в рамках программы начальной школы, абсолютно самостоятельно, дома, без репетиторов)
Съездили в отдел образования, уведомили их письменно. За два месяца до этого я уже посещала его с уведомлением об обучении младших детей в форме семейного образования, потому лекцию о том, как я лишаю детей детства и социализации выслушивать не пришлось.
Написали. Пошли уведомлять родную школу.
На этом положительные впечатления и вера во всё хорошее у нас закончились. Выяснилось, что в нашем районном центре нет такой школы, в которой есть опыт работы с семейниками, и никто не хочет получать такой опыт, оформлять документацию и вообще напрягаться в нашу сторону. Родная школа в лице директора нас не поняла. Совсем.
В ультимативной форме нам было объявлено, что ребёнка должна четверть доучиться «как положено», а во втором полугодии будет приезжать и сдавать контрольные «как все». Через день ездить в город, эта версия семейного обучения нас совсем не устраивала.
Мой жизненный опыт привёл меня к стойкому убеждению, что если любой вопрос, связанный с чиновниками не решается сразу и быстро, то лучшим и наименее энерго-эмоционально затратным способом решать его будет письменный, в двух экземплярах, с обязательной отметкой на вашем экземпляре о входящем документе. Так и сделали. Написали заявление об отчислении и о зачислении в качестве экстерна. Устно сообщила директору сроки, в которые школа обязана подготовить договор и план-график аттестаций, посоветовала проконсультироваться в Министерстве образования по данному вопросу.
Дочери выдала указания – учить сначала то, что трудно, разбираться с тем, что непонятно, не переживать за юридические и организационные вопросы и вообще до Нового года мы решили отдохнуть и просто ждали звонка из школы.
Но школа не звонила, и не звонила….. После каникул мне позвонили из городского отдела образования и поинтересовались, выдала ли нам школа договор и график аттестаций? Несказанно удивились, что мы ещё ничего не сдали, и даже не знаем графика и не подписывали договор со школой… через 25 минут позвонили из школы и елейным голосом сообщили, что очень нас заждались. На следующий день договор и график аттестаций у нас был. Но легче не становилось. Учителя-предметники о нём не знали, о нашем графике, и зачастую видели его в первый раз на экзамене вместе в протоколом. Каждый преподаватель оказался не готов принимать предмет, который преподаёт, каждый объяснял ребёнку, что ему ничего не платят за то время, которое он тратит на вот эту вот девочку, отдельную и единоличную. Вопросов не было. Велено было учить всё, что в учебнике. Проще всего было с теми предметами, которые входят в ОГЭ, к ним хотя бы тестовые задания были, их собственно говоря и решали – вот и вся аттестация.
Сейчас я могу сказать, что обычная районная школа не готова работать с родителями, выбравшими семейную форму обучения для своих детей. Нет тестов, нет отработанной схемы оплаты труда педагогов, и даже образцов заявлений нет. А главное нет желания и у административных работников и у педагогов , как то изучать нормативную базу, опыт коллег на эту тему, всё очень грустно на самом деле….
Не ходить в школу в нашем обществе по прежнему дико и странно, большее обсуждение, конечно вызывают у окружающих мои младшие дети, а для меня например решение выучить всё самой принятое 15-летним подростком самостоятельно – более важное решение, оно взвешенное и по своему разумное.
Как моя старшая дочь училась три четверти девятого класса самостоятельно?
А я не знаю. Мне сообщили, что если что-то будет непонятно и понадобится помощь в виде репетиторов – мне скажут. До конца января дочь бездельничала, вязала кружева, залипала в интернете, смотрела мультики с младшими. А потом, когда выдали график аттестаций и по некоторым предметам, что-то появилось в виде тестов, она прямо решала-решала, писала-писала, учила-учила, даже в квартиру в городе уезжала на несколько дней перед экзаменом, мотивируя тем, что ей в нашем дурдомике все мешают. На самом деле разбирать вопросы по географии под звуки фортепиано и компьютерной игры, это да, это наверное подвиг! Я бы не смогла, я ночью предпочитала учить, когда все спали, но хронический недосып был побочным эффектом.
От полевых работ этой весной героическую девушку освободили, осенью наверстали J. Я злая мама, да! Как-то этот сумасбродный подросток всё выучила, всё сдала, даже ОГЭ. На торжественную линейку не пошла, забрала аттестат в июле. Нормальный аттестат сиреневый такой, если это важно, то средний балл аттестата - что-то около 4,5.
А всё лето у нас были искания…. Мой творческий подросток желал поступить во все колледжи сразу от музыкального училища до художественного, от ветеринарного до педагогического. Нормальный такой разброс интересов, да?
Мои требования были неизменны: бюджет и общежитие.
Подав документы во всё её интересующие колледжи, с географическим разбросом от Ставрополя до Москвы,мы все стали онлайн следить за рейтингом конкурса аттестатов и…. наша самоуверенная девушка стала понимать, что умных детей много и оценки в аттестате могли быть и получше, ну хотя бы чуть-чуть. Тем не менее к августу колледжи в которые Дашкин аттестат проходил, определились. Одолев творческий конкурс и пройдя квест – получи справку формы 086-у за 1 день, официально, в районной больнице, без денег, моя почти взрослая дочь была зачислена в один из колледжей областного центра. Торжественно, со всем приданным, девушка была заселена в общежитие и 2 сентября получила официальное звание студента. Художником будет. Наверное. Если захочет.
Вот так вот можно учиться, без репетиторов, без пинков от родителей, без школьных преподавателей. Можно самостоятельно выбирать, где учиться.
Они всё могут сами наши подростки, главное им не мешать и не навязывать своё видение жизни, они всё равно всё воспринимают по-своему. Главное верить в них.
У них свои критерии успешности и качества жизни. У них своё право на ошибки, на чувства, на поиск себя в этом непростом, но таком интересном мире. Сумасшедшем мире.
Как-то так….а всё же немножко грустно, выросла….теперь некому мыть посуду и поливать цветы. Ну, ничего у меня есть ещё парочка запасных детей.