Мои читатели в комментариях часто интересуются, праздновали ли в османском гареме дни рождения наложниц и султанов? Ведь в сериале «Великолепный век» этого не показали.
С данным вопросом я обратилась к специалисту по культуре Османской империи и узнала много интересной информации, которой спешу поделиться с вами.
По сей день исламский мир не особо жалует форму семейного и личного торжества — день рождения человека по установленной документальной дате. Вы также не встретите празднование дней рождения духовных лидеров или влиятельных правителей мусульманских государств за всю историю. А началось всё это далеко и глубоко в истории Азии.
1 довод — не устраивать личное торжество
Во всей исламской культуре, независимо от конфессии, нет культа дня рождения. Вернее, есть единственный рекомендованный к празднованию день рождения — 12 день третьего месяца лунного календаря, Мавлид ан-Наби, каждый год выпадающий на разные дни григорианского календаря. Это день рождения основателя ислама, пророка Мухаммеда. Отсюда происходит целый ряд запретов и ограничений, напрямую влияющий на датирование и празднование дня рождения обычного мусульманина.
Есть мнение, что празднование собственного дня рождения (по подобию празднования дня рождения пророка) — это вызов исламскому порядку по причине «уравнивания». Пророк Мухаммед — личность, сравнение с которой является не просто грехом тщеславия, а самым настоящим святотатством. Неудивительно, что наследие арабских халифатов в этом плане оставалось неизменным и в периоды османской первичной культуры.
2 довод — так не делал пророк Мухаммед
Также богословы утверждают, что сам пророк никогда не праздновал собственный день рождения. Потому и его последователи не должны этого делать. Наверняка по такому же принципу не праздновали дни рождения и в Османской империи, в том числе в султанском дворце Топкапы и в гареме.
3 довод - «скользящий» мусульманский календарь (хиджра)
Султаны Османской Империи предпочитали уходить от любой формы зависимости, связанной с европейским летоисчислением. Потому многие османские источники по истории датированы хиджрой, а общеизвестные европейские — григорианскими датами.
Считается, что мусульманину грех предпочитать календарь европейцев для использования в духовной и общественной жизни. Во-первых, как сказано выше, нельзя устраивать себе торжество по принципу схожести с праздником рождения Мухаммеда, а во-вторых, каждому мусульманину прошлых эпох с детства внушалась неприязнь ко всему европейскому, как к источнику ненависти к исламу. Начиная с XI века, с эры крестовых походов.
Шли десятилетия и века развития восточной государственности, а исламские догмы оставались неизменными. Никакого намёка на почтение григорианского календаря, ибо даже казённые бумаги и указы султана датировались по хиджре. Ну, а хиджра, как мы помним, представляет собой «скользящий» календарь, без фиксированных ежегодно числительных дат солнечного типа, как принято сейчас. Соответственно, дни рождения даже самых значимых людей в империи было крайне трудно установить, синхронного летоисчисления не велось.
4 довод — расточительство и неоправданное веселье
Но важнее было другое — само торжество являло собой неоправданное веселье, почитание обычной человеческой жизни, а это уже тянуло на принижение значимости пророка, и даже на расточительство. Поэтому негласно и по обычаям празднование числа, дня рождения обычного обитателя дворца, как и важных персон, было под запретом.
Это даже не обсуждалось, ибо могло повлечь за собой крупные неприятности. От обвинения в неуважении ислама, и до попыток ввернуть европейские обычаи в чуждую исламскую среду.
Если вам интересна история Османской империи и «Великолепный век» - ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи!