Найти тему

Жалоба на решение арбитражного суда: куда будем подавать?

Часть изображения из личного архива
Часть изображения из личного архива

Арбитражный суд вынес решение. Участников оно не устроило. Куда и как идти?

Во-первых, следует запомнить – арбитражный суд рассматривает только дела с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Простые люди туда могут обратиться только если суд вынес решение в отношении юрлиц или ИП, но это решение затронуло интересы человека. В остальных случаях – только суды общей юрисдикции.

Во-вторых, смотрим, что из законов надо изучить, чтобы подать документы правильно и не исправлять все несколько раз:

1. Во главе угла стоит Арбитражный процессуальный Кодекс. В нем нам надо изучить статьи 52 (конкретно, часть 1, которая расскажет, когда можно привлечь прокурора для подачи жалобы), 257 и 258 (рассказывают о порядке написания жалобы и механизмах ее подачи, а также кто будет подавать и куда), 260 (описывает, что именно в жалобе следует писать).

2. Следующий закон, который читаем, называется Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах». Весь он нам не нужен – достаточно посмотреть на статью 33.1, чтобы понять в какой апелляционный суд подаем жалобу.

3. И, наконец, узнаем размер госпошлины за подачу в Налоговом Кодексе, так как апелляция – дело платное, и приготовить придется минимум две тысячи рублей. А вот насколько больше этой суммы придется потратиться – смотрим в статье 333.21 НК РФ.

В-третьих, правильно пишем саму жалобу. Воду лить в содержании не нужно, а вот отразить наиболее важные моменты потребуется:

  • Куда подаём жалобу. Вот тут пригодится ФКЗ «Об арбитражных судах» — сверяем свой регион и окружной суд, куда писать жалобу.
  • От кого жалоба. Анонимки — не рассматриваются вообще — это не документ по закону. Поэтому пишем подробно, кто автор жалобы и даём сведения о контактных номерах.
  • Кому ещё жалобу направляем. Здесь надо перечислить всех участников дела, которое мы обжалуем, с указанием их контактов.
  • Если жалобу подаём не сами или действуем от чьего-то имени, нужно указать этот факт, дав информацию о представителе по доверенности и о данных его доверенности (нужны номер и дата выдачи, а саму доверенность потом приложим к жалобе в конце).
  • Дальше пишем о том, что за дело рассматривалось в суде первой инстанции (на чьё решение и жалуемся). Описываем только фактическую часть, без лишней «воды» и эмоций.
  • Следующий блок посвящаем вынесенному решению — его надо описать кратко, но емко, чтобы суд понял позицию своих коллег.
  • В конце текстовой части жалобы приводим свои требования, удовлетворения которых жаждем всецело.

Когда саму жалобу мы составили, переходим к приложениям. В этой части пакета документов существуют обязательный и дополнительный раздел. В обязательном разделе находятся решение первой инстанции, которое и обжалуется, квитанция об оплате госпошлины (или внутренний платежный документ компании, главное, чтобы факт платежа он подтверждал), квитанции с почты или специальные счета от курьерских служб об отправки аналогичных пакетов другим участникам процесса. Если этих документов в приложении не будет, суд дело вернёт без рассмотрения. А вот оформление дополнительного раздела происходит целиком по усмотрению автора жалобы. Сюда включаются все документы, которые, по мнению автора, позволят изменить решение суда в его пользу. Это могут быть и найденные документы, о которых ранее не было известно участникам дела, и бумаги или иные доказательства по вновь открывшимся обстоятельствам — одним словом все, что решит предоставить автор для изучения судом.

В-четвёртых, определяемся со своим статусом как лица, подающего жалобу:

  • являемся ли мы участниками процесса (от истца или ответчика на первой инстанции);
  • третьи лица (если мы в деле не участвовали, но наши интересы были затронуты вынесенным судебным актом, то это про нас);
  • правопреемники прежних участников (например, выкупили одного из прежних участников процесса как компанию);
  • прокурор.

В-пятых, проверяем соблюдение сроков. Подать жалобу можно только в течение тридцати дней с даты вынесения исходного решения. Если срок пропустили, его можно восстановить. Но суд придётся убедить в том, что пропустили обозначенные тридцать дней не зря, предоставив документы-доказательства.

Эти же правила действуют и для обжалования решения суда общей юрисдикции. Подробно эти вопросы будут рассмотрены в следующей статье.

Образец смотрим по ссылке https://yadi.sk/i/4wW6AeYm3ap96U