Посвящается 100-летнему юбилею ВВС России.
Это случилось 28 ноября 1973 года. На северных горах, в которые упиралась база советских ВВС в Вазиани, уже лежал снег. Летом он таял, а осенью снова появлялся. Снежная шапка росла всю зиму, покрывая гору сверху вниз. У горы не было названия, ее называли «высота 112».
На город потихоньку опускались сумерки. Время было половина седьмого вечера и капитан Геннадий Елисеев, дежуривший в тот день на базе, уже готовился передать пост сменному офицеру. Всего-то полчаса оставалось ждать. День был спокойный и никаких происшествий на базе не было. Впрочем, их уже давно не случалось. СССР погряз в «Холодной войне», и базу держали в состоянии полной боевой готовности. Каждый день на утренних разводах говорили о страшной стрессовой обстановке, нависшей над страной, о том, как самолеты США и НАТО врываются в воздушное пространство России, о неминуемой угрозе и о роле караульной службы в защите Родины.
Несмотря на эти беседы, гарнизон базы Вазиани не слишком–то беспокоился. В 982-м истребительном полку настроение было приподнятое. Пилоты после патрулирования много шутили и дурачились друг над другом. Они играли в футбол с местными и ходили к ним в гости. Правда, на базу никого не пускали, но летчики соорудили на КПП деревянный шалаш, где принимали грузин, приходивших к ним с новостями, и пили с ними водку.
Тот день, 28 ноября, начинался как обычно и проходил, как обычно. Летчики подбивали бока сидевшему, как они говорили, «на флажке», то есть на боевом посту, капитану Елисееву, но тот фыркал и на шутки не отвечал.
- Чего это с Генкой сегодня, а? – спрашивал один пилот у другого.
- А хрен его знает! Обычно веселый такой, сам всех подначивает, а тут прям, как будто случилось чего, - отвечал другой.
- У его сына ведь День Рождения сегодня, правда?
- Да-да!
- Ну, пойдем поздравим. Заодно и узнаем, чего не так.
Летчики пришли к Елисееву.
- Дорогой наш друг и товарищ капитан Елисеев! Мы знаем, что сегодня Петру Геннадиевичу Елисееву, будущему маршалу ВВС исполняется 5 лет. Так вот, передайте же ему от нас маленький подарок. Пусть встает на крыло! – старший лейтенант Хореев и лейтенант Георгадзе вручили Елисееву прямоугольную коробку, завернутую в какую-то старую карту. Елисеев отвернул уголок и прочитал надпись «…ель МиГ-21». Капитан сразу догадался, что приготовили друзья его сыну. Это была модель родного МиГа, которого Елисеевы считали членом семьи, потому что именно на нем летал папа. Этот МиГ каждое утро встречал своего командира, поблескивая стеклом, носил его на себе, не раз спасал от неминуемой гибели, уводя из-под огня противника. Капитан улыбнулся своим друзьям, но сегодня ему не слишком-то удавались рчи, и он просто поблагодарил их, как смог.
- Ген, что с тобой сегодня не так? – спросил Хореев.
- Какое-то предчувствие нехорошее… - выдавил из себя Елисеев.
- Да ладно, брось, через полчаса смена твоя кончится, поедешь к жене, к сыну, попразднуете. Парень, небось, подарку обрадуется, будете потом вместе клеить!
- Да…Скорей бы уж, что ли! – сказал Елисеев.
- Ну, ладно! Ты давай, не скучай, а мы домой! Счастливо, что ли! – сказал Георгадзе.
- Пока! – ответил капитан.
Друзья ушли, и он остался один. Снова Елисеев стал смотреть в окно. На улице пошел снег, а солнце почти село. Тут в горах оно медленно садится. Машина у дверей уже ждала, когда же он сядет в нее и поедет по пустым улицам до дома, до которого всего-то езды было 20 минут, в город Ковриси.
Неожиданно Елисеев подскочил от непривычного звука. Загудела, надрываясь, сирена боевой тревоги. Капитан Елисеев молниеносно выбежал на улицу и забрался в свой МиГ. Он начал запускать двигатели и нацепил кислородную маску. В это время включилась рация.
- Капитан Елисеев слушает!
- Капитан, это база. Код 2120, нарушение границы. Объект «Капитан Черный», самолет Ф-4 «Фантом», ВВС Ирана. На борту летчик местных сил и инструктор из США. Приказ: посадить нарушителя на базе Вазиани.
- Понял, Вас база! – ответил Елисеев, - код принимаю. Прошу разрешения на взлет!
- Взлет разрешаю.
И вот уже МиГ несся по темнеющему грузинскому небу вслед за уходящим в Иран истребителем противника.
В это время в штабе ВВС Вазиани собирались офицеры высшего звена. Тут как тут оказался командующий 34-й воздушной армии Закавказского округа, генерал-лейтенант Падуя, приехавший в гарнизон с ревизией. Вызвали по рации Иран. Советский шпион по кличке «Белый конь» доложил, что на борту истребителя Ф-4 находятся ядерные ракеты воздух-земля. Цель полета неясна, но по мнению «Белого коня» это инструктаж в боевой обстановке с пересечением границы потенциального противника. Почему на борту ядерное оружие, сказать было трудно, но практика показывала, что самолеты, на которых оно устанавливалось, всегда вылетали с его полным комплектом, чтобы в случае реальной угрозы не тратить время на установку ракет и бомб с ядерной или водородной начинкой.
- 02! 02! Это база, как слышно?
- Елисеев-02, прием!
- Капитан, новые данные! На борту нарушителя ядерное оружие! Как поняли?
- Понял, база! Прошу уточнить приказ.
- Приказ прежний: посадить «Капитана Черного» в Вазиани. Пресечь его отход в Иран.
- Вас понял, выполняю.
- F-4 WR12, this is Soviet’s Air Force captain Eliseev. Please, get your plane down and follow me to the Vaziani base, - обратился Елисеев к нарушителю по его частоте. Ответа не последовало, тогда Елисеев попробовал сова, - F-4 WR12 get down and follow me, you are behind the Soviet Union’s border. If you won’t obey my order, I’ll have to use my weapon. This is the last warning! Ger down, and follow me!
- База-база это 02-Елисеев! Нарушитель не отвечает. Прием! Нарушитель не отвечает.
- Вас понял, 02. Открывайте огонь на поражение!
- Так точно, выполняю.
Больше уже капитан Елисеев не выходил на связь с нарушителем. Он навел самолет на цель и нажал пусковую кнопку.
- Ракеты пошли! – сказал связист генералу Падуе, - до столкновения 7 секунд. 6! 5! 4! 3! 2! 1! Товарищ генерал, обе ракеты прошли мимо!
Генерал изменился в лице. Он покраснел и едва не закричал.
- Командира полка ко мне! – скомандовал генерал.
- Командир 982-го авиационного полка полковник Намин по вашему приказанию прибыл, товарищ генерал-лейтенант!
- Полковник, почему ваш капитан не может попасть ракетами в цель?
- Не могу знать, товарищ генерал! Елисеев отличник по стрельбе. Он лучший в составе полка, за него я ручаюсь, - быстро отрапортовал полковник Намин.
- В чем же тогда дело? – шипел генерал.
- А… очевидно, в ракетах, товарищ генерал. Они у нас уже пять лет на вооружении и не обновлялись. Магнитное наведение или некачественное или сдохло, товарищ генерал, - невозмутимо произнес полковник.
- Ты, хрен моржовый, понял, что сейчас сказал? Ты обвиняешь нас в том, что мы плохие припасы поставляем элите ВВС? Тебя за такие слова под трибунал за клевету надо! – ревел генерал, - материалы по этому случаю все засекретить. Про ракеты никому ни слова, ясно! Зарубите себе на носу, ракеты попали в цель, это всем понятно?!
- Так точно, товарищ генерал! – ответили все находившиеся на командном пункте.
- «Черного капитана» уничтожить любой ценой, - отдал приказ генерал-лейтенант Падуя.
В небе над грузинскими горами Ф-4 маневрировал. Он уходил от преследования, как только мог, но МиГ был быстрее и проворнее. Он не выпускал из прицела самолет противника. «Еще пара минут, и «Фантом» уйдет в Иран», подумал Елисеев, как вдруг снова включилась рация.
- Капитан Елисеев! Прием, это база! – зазвучал в шлемофоне спокойный голос связиста, - Новый приказ, капитан. Приказано совершить таран. Как поняли?
Капитан Елисеев не без труда поверил своим ушам. Неужели вот так просто? А как же…
- Капитан Елисеев, как поняли, - переспросил связист.
- Понял, выполняю, - ответил Елисеев.
МиГ 21 резко ускорился, встав поперек к горизонту. Его левое крыло через пару секунд встретилось с фюзеляжем самолета-противника. МиГ сразу потерял управление и почти на 1000 км/ч врезался в гору. Ф-4 «Фантом» разрезало напополам, однако, от его тени успели отделиться две фигуры: летчика и инструктора. Их позже задержали пограничники.
14 декабря 1973 капитану Геннадию Елисееву было присвоено звание героя Советского союза. Так же посмертно он был награжден орденом Ленина и медалями. Капитан Елисеев навечно зачислен в списки воинской славы, как человек, первым совершивший таран на сверхзвуковом истребителе.