1.Зрительное восприятие.
От уровня зрительного восприятия детей зависит скорость запоминания и адекватное воспроизведение считываемого из учебника и других источников информации материала.
Задание. Ребёнку последовательно показываются таблички с изображением предметов.
Инструкция: "Скажи, из каких фигур составлены эти рисунки?"
Оценка результатов. Ребёнок правильно назвал все фигуры или допустил 1-2 ошибки-тест выполнен хорошо.
Задание считается выполненным, если ребёнок допустил 3-4 ошибки.
Задание считается невыполненным, если допущено 5 и более ошибок.
2. Слуховое восприятие. От уровня слухового восприятия зависит, как ребёнок будет воспринимать объяснение учителя или детей класса.Чтобы выявить уровень слухового восприятия, надо попросить ребёнка рассказать, как он понял прочитанный вами текст.
Инструкция. Вы читаете предложение ( только один раз), ребёнок слушает: " Серёжа встал, умылся, позавтракал, взял портфель, пошёл в школу." Задаёте вопрос:"Назови порядок действий Серёжи"
Оценка результатов. Действия названы правильно, последовательно- тест выполнен. 1-3 ошибки -тест также считается выполненным, но это 2 уровень выполнения задания.
Более 3 ошибок- тест не выполнен.
Мышление. Его компонентами являются следующие мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация.
У ребёнка должны быть развиты все виды мышления: практически-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
3.Методика "Сюжетные картинки".Задание. Перед ребёнком произвольно (вразброс) кладутся сюжетные картинки. Надо разложить их по порядку и составить рассказ по ним.
Анализ результатов. Выявляется способность к установлению связей между явлениями, причинно-следственные связи. Также видны произношение, словарный запас, умение грамотно строить предложение. Учитываются наблюдательность и наличие интереса к заданию. Проще говоря, сразу видно, будут ли трудности в математике при решении задач, а также в устных предметах- умение находить главное и последовательно пересказывать.
4.Методика "4 лишний". Перед ребёнком раскладываются 4 картинки, одна из которых выпадает из всего ряда по смыслу. Задание. Рассмотри картинки. Назови, что изображено на каждой. Какая картинка, по-твоему, лишняя? Почему?
5. Память. Для определения уровня кратковременной памяти используется методика "10 слов".
Взрослый читает слова: стол, калина, свет, конь, лист, ноги, рука, улитка, окно, мел. Задание. Повтори те слова, которые ты запомнил, в любом порядке.
Анализ результатов.Нормальный уровень кратковременной памяти 5-6 слов.
Долговременная память проверяется мамой, когда ребёнок заучивает стихи и может повторить их на следующий день. А через неделю?
Подведём итог наших самостоятельных исследований. Ваш ребёнок считается готовым к школьному обучению, если он хорошо или средне отвечал на вопросы беседы ( см. другие статьи на моём канале), выполнил рисуночные тесты и тесты на определение уровня восприятия, мышления. памяти.
Желаю удачи вам и вашим детям! Жду комментариев, вопросов.