Узнайте больше о знаменитой литературной вселенной Николая Носова.
Предтечи персонажей, включая и Незнайку, были придуманы в Северной Америке. Мы понимаем на какую мозоль наступаем, рассказывая об этом, но что уж тут поделать.
Мир маленьких человечков, среди которых были Знайка и Незнайка (а еще персонаж по имени Чолли Бутоньерка, который в русском переводе стал Мурзилкой) придумал в конце XIX в. канадский художник и автор комиксов Палмер Кокс.
Выглядели они совсем не так, жили в лесу и назывались не коротышками, а брауни (то есть домовыми).
Кстати, отсюда же растут ноги у еще одной группы придуманных существ, которых Эдуард Успенский назвал «гарантийными человечками», а авторы мультсериала «Фиксики» сами понимаете как.
Вы спросите, что между ними общего? Отвечаем: брауни Кокса не только подшучивали над людьми, но и активно им помогали (например, чинили сломанные вещи), при этом ни при каких обстоятельствах им нельзя было показываться человеку на глаза.
Кокс придумал их для американского детского журнала. Выглядели человечки колоритно. Среди них можно найти индейского вождя, китайского крестьянина, полицейского в шлеме и с дубинкой, а еще... русского профессора по имени Котчакофф.
Успех комиксов не остался незамеченным и в нашей стране. Истории о брауни, переименованных в малюток с иллюстрациями все того же Кокса адаптировала в 1889 году русская переводчица Анна Хвольсон. Книга называлась «Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков».
Книги были настолько популярными, что первый детский журнал РСФСР назвали, конечно же, «Мурзилка». Именно в нем стал работать молодой Николай Носов, который корни своей вселенной никогда не скрывал, оставаясь благодарным как дореволюционной переводчице, так и канадскому художнику.
Носов хоть и заимствовал ряд имен, но сотворил собственный более чем оригинальный мир. Если у Хвольсон персонажи жили в лесу, питались росой и беседовали с русалками, а еще были разного возраста (причем многие с усами и бородами), то у советского писателя это плюс-минус (подробнее об этом об этом ниже) дети, которые не стареют, хотя и живут подобием взрослой жизни. Есть во множестве и другие отличия.
Технологически цивилизация коротышек примерно соответствует первой половине XX века. При этом она выглядит искаженной восприятием ребенка: транспорт на газированной воде, сплошные сладости в пищевом рационе.
В мире коротышек время течет медленнее. Как сообщает об этом сам Носов, за один год коротышечьего времени они придумывают и строят столько, сколько обыкновенные люди успели бы сделать за 5-10 лет.
Психологический возраст и внешность большинства коротышек соответствует детям 10-12 лет. Возраст у них условно один, но в книге «Незнайка в Солнечном городе» есть Волшебник, которого все воспринимают как коротышку-старичка. В книге «Незнайка на Луне» одного из персонажей называют «дедушкой», поскольку тот сед и изможден тяжелым трудом. Таким образом, с концепцией старости коротышки знакомы. Это в полной мере отражено в иллюстрациях Генриха Валька.
Живут они небольшими группами в коммунальных домах, но встречаются и живущие поодиночке.
Коротышки разделены на два пола, но при этом никакого отношения к размножению это не имеет. Иногда малыши и малышки дружат друг с другом и даже влюбляются, но это выглядит неестественным для окружающих и высмеиваются. Полностью остается за скобками их происхождение.
У коротышек отсутствуют деньги и представление о них. Впервые с коммерческими отношениями им пришлось столкнуться лишь после контакта с цивилизацией лунных сородичей.
На Земле практикуется бартер, а в Солнечном городе (заметили отсылку к Томазо Кампанелле?) вообще настоящий коммунизм — базовые потребности удовлетворены, а жители добровольно трудятся на благо общества (мастерские, заводы, общественные учреждения) в соответствии со своими способностями.
«Незнайка на Луне» представляет собой настоящий учебник политэкономии для маленьких. Из него советские дети получали довольно наглядное представление о биржах, акциях, рынках, рекламе, безработице, монополизме, недобросовестной конкуренции, социальном неравенстве и прочих особенностях капитализма.
В ранних редакциях вместо Авоськи и Небоськи были Бородатик и Усатик. Также у раннего Незнайки не было широкополой шляпы. На ее месте красовалась своего рода тюбетейка.
***
Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать больше о литературных вселенных известных писателей.