Найти тему

Спасёт ли Георгий Гахария туристическую отрасль Грузии?

В начале сентября 2019 года, под свист и улюлюканье сторонников оппозиционного «Единого национального движения», связанного с бывшим президентом Саакашвили, Грузия обрела нового главу правительства. На эту должность представлен министр внутренних дел Георгий Гахария, обучавшийся в своё время на философском факультете МГУ и известный жёсткой позицией в отношении участников массовых беспорядков под антироссийскими лозунгами, охвативших в июне Тбилиси и некоторые другие грузинские города.

Напомним, не вполне адекватные высказывания президента страны Саломэ Зурабишвили и некоторых других официальных лиц привели, начиная с июля, к отмене рейсов российских авиакомпаний в Грузию, и, как следствие – к резкому падению въездного туризма. Теперь уже бывший глава правительства Мамука Бахтадзе заявил, что по состоянию только «на конец июля ущерб в сфере туризма составил 60 миллионов долларов». Впрочем, лидер оппозиционной партии «Единая Грузия – демократическое движение», некогда одна из соратниц Саакашвили, ныне регулярно наведывающаяся в Москву Нино Бурджанадзе уверена, что официальные цифры, мягко говоря, далеки от реальности:

«$60 миллионов, с моей точки зрения, – это очень уменьшенная цифра. Все эксперты говорили, что ущерб в десять раз больше».

В надежде хотя бы частично восполнить многомилионные убытки, власти попытались в «пожарном порядке» привлечь «на холмы Грузии» европейцев и даже выходцев из стран Ближнего Востока, но из этого мало что получилось. Если не считать, конечно, предложения депутата Европарламента Маркеты Грегоровой «поддержать туристическую сферу Грузии хештегом», посредством которого граждане Евросоюза, дескать, «смогут компенсировать огромные убытки в экономике Грузии».

Пустые кафе и рестораны – неизбежная плата на воинственную риторику радикалов
Пустые кафе и рестораны – неизбежная плата на воинственную риторику радикалов

Что и говорить, помощь щедрая, однако вменяемых жителей Грузии она почему-то де удовлетворила. Так, в Батуми прошло несколько массовых акций за восстановление отношений с Москвой, организованных оппозиционной партией «Альянс патриотов». В середине августа в черноморском курорте Кобулети (та же Аджария) на митинг вышли владельцы мелких и средних отелей, потребовавшие от властей помощи в расчётах по кредитам, выплачивать которые теперь нечем, ибо туристический сезон, как было сказано выше, оказался сорванным. Если помощи не последует, то малый бизнес побережья Аджарии, отличающегося особым микроклиматом, окажется перед угрозой разорения.

«Рассматривается вопрос субсидирования процентов банковских кредитов, но это сложный процесс. Необходимо разработать конкретные критерии. В ближайшее время это всё будет уточнено, и население получит соответствующую поддержку»,

– пообещал разгневанным предпринимателям мэр города Мириан Катамадзе, поведав, что в Тбилиси уже приступили к решению их проблем. Со своей стороны, протестующие заверили чиновника, что в случае, если его слова окажутся блефом, «акции станут ещё более масштабными».

Как отмечают местные наблюдатели, несмотря на негативное отношение к России со стороны грузинского официоза и оппозиционных «активистов», её роль в экономике небольшой кавказской страны весьма велика. После возобновления торгово-экономического сотрудничества по инициативе коалиции «Грузинская мечта», учреждённой олигархом Бидзиной Иванишвили, и усилиями комиссии «Карасин – Абашидзе», именно Россия занимает первое место в списке стран – импортёров грузинской продукции. Согласно официальным данным Национальной статистической службы, в январе-июле 2019 года, несмотря на июньское обострение, экспорт из Грузии в Россию возрос на 26,1% относительно аналогичного периода предыдущего года, превысив 300 миллионов американских долларов. Импорт же из России в Грузию, несмотря на небольшое уменьшение, тем не менее, составил немногим более 486 млн. долларов. Больше ввозит в Грузию только соседняя Турция, да ещё опередивший (правда ненамного) Россию Китай. Что же касается «европейских партнёров», то они занимают куда более скромные позиции. И даже несмотря на неуклонно сокращающуюся долю России в денежных переводах в Грузию, и здесь она продолжает занимать первое место.

Как известно, на пике антироссийской истерии в Тбилиси на фоне так называемого «казуса Гаврилова» некоторые депутаты Государственной Думы предлагали ввести ещё более жёсткие ограничительные меры против Грузии, нежели прекращение авиасообщения. Однако Президент России отказался от идеи торгового эмбарго против некоторых видов грузинской продукции. Очевидно, в Москве осведомлены о внутриполитических разборках в Грузии, в ходе которых «российский фактор» используется оппозицией как средство давления на правящий режим. Вместе с тем, недавние события на западной границе Южной Осетии свидетельствуют о том, что соревнование в уровне «патриотизма» между оппозицией и властью может привести к серьёзному обострению ситуации в регионе в целом. Как известно, в Тбилиси не признают новые политико-правовые реалии сложившиеся на Кавказе после августовских событий 2008 года, получая при этом не только политико-дипломатическую, но и военную поддержку со стороны США и НАТО, что чревато дальнейшими приграничными инцидентами.

В этой непростой ситуации от политической ответственности нового главы правительства, от его умения принимать взвешенные решения, максимально свободные от деструктивного давления (изнутри и извне), зависит очень многое.

«Гахария имеет огромную популярность в народе, к бешенству оппозиции и экс-президента Грузии Михаила Саакашвили. Он человек слова, держал все данные обещания, два раза удержал страну на краю от гражданской войны, в последний раз в ночь на 21 июня спас страну от новой «революции роз». Он практически безальтернативная кандидатура, другая и не рассматривается. При Гахарии не будет ярых русофобских беспочвенных заявлений, которые идут во вред государству и грузинскому народу»,

– полагает политолог, главный редактор «Грузинформ» Арно Хидирбегишвили. Пока же оппозиция угрожает новой волной протестных акций, способных серьёзно подорвать и без того предельно шаткую внутриполитическую стабильность. Как показывает вся новейшая история грузинского государства со времён Гамсахурдиа, ни к чему хорошему это не приводит. Среди протестующих на проспекте Руставели – жена Михаила Саакашвили Сандра Рулофс, представитель «ЕНД» Заал Удумашвили, депутат от партии «Европейская Грузия – движение за свободу» Элене Хоштария, лидер партии «Новая Грузия» Георгий Вашадзе и другие известные своим радикализмом политики…

Так что – будет интересно.