Как показывает статистика, экологическая преступность имеет устойчивую тенденцию к росту. Так, в 2018 году сумма ущерба от преступлений, причинивших вред окружающей среде, составила 12 миллиардов рублей. При этом основная масса нарушений приходится на лесную отрасль, в том числе, на незаконную вырубку леса. В отдельных регионах доля незаконной рубки лесных насаждений составляет до 95% в структуре всех экологических преступлений.
О том, с какими проблемами сталкиваются экологи в России, какие тонкости существуют в экологическом праве и почему так сложно юридически доказать незаконность вырубок, мы поговорили с Михаилом Михайловым, президентом экологического фонда "Зеленый стандарт" (Новосибирск).
– Михаил, расскажите немного о деятельности фонда и с какими юридическими проблемами вы сталкиваетесь?
– Фонд занимается общими экологическими проблемами Новосибирска и Новосибирской области. Но приоритетная задача на сегодня – спасение красивейшего места, настоящей жемчужины Сибири. Караканский бор – уникальный сосновый лес на 99 тыс. гектаров, расположенный на берегу Обского моря, всего в 140 километрах от Новосибирска. Сюда приезжают туристы из Новосибирска, Кемерово, Алтайского края. Но уже который год в Каракане незаконно вырубают ценные деревья.
В августе 2018 года в Новосибирске состоялось выездное заседание комиссии по правам человека при Президенте РФ. Обсуждалось множество экологических вопросов, в числе которых и присвоение Караканскому бору статуса особо охраняемой природной территории к 2020 году. По итогам приняли протокол с четким решением – до присвоения данного статуса прекратить ведение любой хозяйственной деятельности на территории Караканского бора.
Фактически об этом говорят на разных уровнях лет семь минимум. Могу показать аналогичный протокол от 2014 года за подписью замминистра природных ресурсов Новосибирской области. Но ничего не меняется – лес как вырубали, так и продолжают вырубать. Лесопилки забиты кругляком, вековыми караканскими соснами. На дорогах – лесовозы без номерных знаков.
Наша цель – добиться, чтобы Караканскому бору, наконец, присвоили статус ООПТ, прекратили незаконные вырубки и разобрались с мусорной проблемой.
– Вы работаете с юристами, которые специализируются на экологическом праве? Какой опыт нужен специалистам в этой сфере?
– Лесной кодекс, который приняли в 2006 году, очень неоднозначный. Множество противоречий, двусмысленных трактовок и нюансов. Можно взять лес в аренду на 49 лет, образно говоря, за 1 рубль под санитарные вырубки и под их видом спиливать хорошие деревья ценных пород. Доказать факт нарушения крайне сложно.
Поэтому в нашей сфере должны работать именно специализированные юристы, хорошо знакомые с Лесным кодексом и его особенностями. Таких специалистов очень мало.
Через Единый каталог юристов PLATFORMA мы нашли юриста из Красноярского края, с профильным опытом. Сейчас она изучает порубочные планы, договоры аренды лесных участков, разбирается, что происходит на конкретной территории: прореживание, санитарная или незаконная вырубка. Нужны сложные экспертизы, доказывающие, что спиленные деревья не являлись больными и не создавали проблем для остального леса. Это очень специфичная тема.
Продолжение на сайте «PLATFORMA.MEDIA»