Еще с детства нам ежедневно напоминали, что проезжая часть — не место для игр, но притягательность извилистых магистралей, по которым летают машины, от этого только усиливалась. Одним дорога нужна для того, чтобы как можно быстрее добраться из пункта А в пункт Б, а для других — это место, где можно проверить себя на прочность и найти те самые приключения, ради которых большинство людей живет, и речь идет не об автомобиле. Сегодня поговорим о том, как экстремальный спорт выходит на дороги, что из этого порой получается, и какие у не желающих быть пешеходами есть альтернативы.
Евгений Барыкинский, 1984–2015
«Каждый, кто занимается скейтбордингом всерьез, в особенности даунхилл- и фрирайд-дисциплинами, или кто только думает заняться этим всерьез, имейте ввиду, что рано или поздно за весь тот кайф, и фан нужно будет заплатить. Кому-то больше, кому-то меньше, но платить своим мясом и кровью вы обязательно будете все! Таковы правила игры. Просто помните об этом».
Открытого противоборства между «хозяевами» и периодически появляющимися на дорогах гостями нет, но к сожалению, это не исключает возникновения аварий, то есть столкновений в прямом смысле этого слова. Велосипед на дороге достаточно давно заявил о своих правах, с годами «педальная» армия растет и укрепляет свои позиции. Однако, в последнее время стальной конь не единственный безмоторный снаряд, появляющийся на дорогах.
В январе 2015 г. на Симферопольском шоссе в городе Ялта был сбит один из сильнейших лонгбордистов страны, 31 летний Евгений Барыкинский. Виновным в ДТП считается водитель «шестерки», по некотрым данным находившийся в состоянии алкогольного опьянения, факт которого сотрудники ДПС попытались скрыть. Несмотря на стремительное развитие лонгборда на просторах нашей страны (в частности, фрирайда и даунхилла), авария в Ялте стала первым подобный случаем, разумеется, получившим серьезный общественный резонанс.
Жить по правилам
Примечательно, что о скейтерах на дороге в Правилах дорожного движения не сказано ровным счетом ничего, и это может привести к разному толку аварии в Ялте, и других возникших ситуаций. Как мы уже однажды писали, сотрудники ДПС явно не любят эту тему и известны случаи, когда попавшимся на проезжей части лонгбордистам выписывали символические штрафы, вроде «переход улицы в неположенном месте». По поводу легальности катания по дорогам, сами райдеры руководствуются правилом «если не запрещено, значит разрешено» и приравнивают себя, на примере велосипедистов, к полноправным участникам движения.
Меры предосторожности
Однако, уверенности в своей правоте не достаточно, особенно, если вы стоите на доске с колесиками, а ваши «соседи» проносятся мимо, сидя за рулем автомобиля. Конечно, загнать экстремальный спорт в какие-то рамки, например, обозначив ему «место для игр», невозможно. В противном случае, он просто утратит тот самый дух свободы и независимости, превратившись в гонку за долями секунды на специально подготовленных трассах. На вопрос о том, как в идеале должна обеспечиваться безопасность райдера при катании на дороге общего пользования, президент Асоциации скейтборд-даунхила Андрей Грачев ответил следующее:
«Ни в коем случае не кататься одному, желательно иметь машину сопровождения, а лучше — две, как открывающую так и закрывающую. Желательно наличие раций или других передающих устройств у всех участников заезда, чтобы впереди идущая машина всегда могла предупредить райдеров о надвигающейся опасности. Но бывают случаи, когда опасность приходит сзади. Лихачей, которые хотят рассмотреть скейтера поближе, хватает».
Захват территории
Существуют и более спокойные альтернативы тренировок лонгборд-даунхилла. Что касается родных просторов, то многие райдеры выросшие из пологих парков с их ровными аллеями, периодически совершают вылазки на лыжероллерные трассы (например, трасса им. Ларисы Лазутиной в Одинцово ), где можно развить нетипичную для лонгборда скорость и научиться ее контролировать. Кстати, о том как с отсутствием гор справляются на западе, мы расскаем в материале «Гаражные войны», посвященном нелегальным гонкам в многоярусных парковках.
Будьте добрее
Нарочно подрезать машины и вылетать на встречку, по крайней мере в нашей стране, спешат не многие. Это от части объясняется высоким уровнем агрессии на дорогах, которой хватает и без дерзких велогонщиков. О том, зачем в России покупают бейсбольные биты и как озлобленные пробками водители разбираются с обидчиками, знают все. Но как мы уже писали, даже не вытворяя ничего сверхъестественого, по правилам, байк с «глухой» передачей является нарушителем, так как имеет неисправную тормозную систему. Примечательно, что в нашей стране за этим никто не следит, но при этом количество фикс-гонщиков значительно меньше, чем в западных странах, где законы четко регламентируют наличие и количество тормозов, а где-то даже запрещают розничную продажу фикс-байков.
Жизнь без автомобиля
Для тех, кому просто не хватает скорости, альтернативой служат дороги, парки и кольцевой велотрек, из которого фикс однажды выскочил на улицу. Но как безопасно погонять, скажем, по дорогам центра столицы, при этом не быть сбитым и никого не раздражать? Не первый год в «День без автомобиля» Red Bull, совместно с Департаментом транспорта Москвы, устраивает гонку Red Bull Fix Boulevard, специально для которой перекрывают бульварное кольцо. Единственные условия для участия в кольцевом заезде на 50 километров — наличие шлема и отсутствие тормозов.
К чему мы все это? Берегите себя! Не торопитесь проверять себя и этот мир на прочность. Ну, а если вдруг соберетесь совершить тот или иной подвиг, постарайтесь сделать так, чтобы не подвергать опасности окружающих.