Вид своего ребенка, с упоением погруженного в компьютерную игру, вызывает тревогу у любого родителя. Вред от такого времяпровождения кажется очевидным. Вместо тооо, чтобы читать книги, или заниматься творчеством, чем-нибудь полезным, он вдупляет часами в монитор. Первая логичная реакция,- запретить и ограничить. Эта же реакция является одновременно и самой простой. Просто взять, и запретить. Не задумываясь о вреде запретов (подробнее расскажу в своей статье "теория маленьких желаний"). Когда с детства вы приучаете своего ребенка к отказам от желаний. Сначала запретить одно, потом другое, потом ребенок сам привыкнет гасить свои желания. Потом из него вырастает молодой человек, или девушка, которая не знает, чего сама хочет и не умеет прислушиваться к себе. Возможно, я сгущаю краски, но мне кажется, что проблема требует более сложного и внимательного подхода.
Ситуация
Я познакомился с девушкой, назовем ее Мариной. У нее была проблема,- ее шестилетний сын, будем звать его Антоном, оказался запущен. В течение года Марина была сильно занята на работе, сына днем было нескем оставить. Антон был давольно самостоятельным ребенком, спокойно проводил время дома один, но приобрел страстное увлечение к Майнкрафту. В нем он проводил почти все свое время, стал капризным и раздражительным. Его было не усадить за стол за ужином, не уложить спать. Как наркоман, он подсел на игру. Когда Марина спохватилась, она отважно начала спасать ребенка. Естественно, она запретила ему играть.
Как я уже писал выше, в таком варианте решения я вижу больше вреда, чем пользы. Я предлагаю для начала присмотреться к ребенку и понять, что его привлекает в игре, в его конкретной игре. Что это? Возможность проявления творчества, и/или конструирования, как в различных симуляторах, или общение со сверстниками и совместная активность, как в сетевых играх. Возможно, что-то еще, что-то свое. Запрещая ребенку играть, мы накладываем ограничение и на то, в чем ребенок находил самореализацию через игру.
Продолжение ситуации
Мы попросили Антона показать, что он делает в игре. Мальчик был в восторге! Мама проявила интерес к тому что было ему интересно, что он считал важным для себя. Если бы вы видели, с какой гордостью он показывал свои сооружения в игре! До увлечения игрой он очень любил рисовать, и в игре нашел новые способы для реализации своего любимого занятия.
Когда Марина запретила ему играть, его жизнь стала похожа на ад. Испытывая постоянный творческий зуд, Антон не мог самостоятельно найти возможности для его реализации, а объяснить то, что он испытывал, он просто не умел.
Мне кажется, что Марине очень повезло. Ей прямо в руки прыгнул вариант направления для развития ребенка, возможный путь в его дальнейшей жизни и возможно, реализации Антона, как личности на всю его жизнь.
Следующее, что мы сделали,- набрали картона, цветной бумаги, чертежных инструментов и втроем стали создавать объемные модели из Майнкрафта. Надо ли говорить, что это по-круче картинок на экране. Постепенно, игра стала менее интересна Антону, чем живое творчество.
Дорогие мои, уважаемые родители. Прошу вас, будте внимательнее к вашим детям, к их интересам и увлечениям. Возможно, не все увлечения ваших детей будут, или покажутся вам полезными. Постарайтесь по крайней мере выжать из этих увлечений максимум пользы. Например, установите в игре английский язык. Положите рядом с компьютером англо-русский словарь, тетрадь и ручку. Может быть, ребенок не выучит таким образом язык, но обзаведется минимальным набором слов и будет понимать логику языка - точно.