Культурный ландшафт каждого региона уникален и составляет одну из разновидностей не только природного, но и историко-культурного наследия. Он содержит богатую информацию об истории и культуре местных жителей, их старинных традициях и верованиях, историческом сознании, о межэтнических и межконфессиональных контактах обитателей.
Существующий в отечественной науке этнокультурный подход к анализу культурного ландшафта трактует его как культурную среду этнического сообщества, сформировавшуюся в определенных природно-географических условиях, взятую в ее целостности. Так, В.Н. Калуцков в качестве составных частей культурного ландшафта выделяет мифологию места, духовную культуру, местный фольклор, восприятие местным сообществом своих традиций и т.д.
Анализ архивных и библиографических данных, содержащих информацию по большинству археологических памятников Башкирии, показывает, что значительная часть легенд и верований, распространенных среди населения северо-запада Башкортостана, связанна с городищами. Среди башкир и татар они известны как Кала-тау (город-гора), Хан-тау (гора-хана), среди удмуртов как Каргуречь (городищенская гора), у марийцев это Ола-Курук (город-гора), Керемет, а у русских Чертово, Чудское, Чудково городища или просто Городок.
Картографирование позволяет выявить микрорайон наибольшей концентрации городищ, связанных с топонимом Калатау. В него входят такие объекты археологического наследия как Югамашевское 1,2,3, Шульгановское, Таулинское и Месягутовское городища. Все они расположены в пределах Прибельской увалисто-волнистой равнины, на высоких вытянутых возвышенностях с плоской, слегка выпуклой или волнистой вершинами и крутыми склонами пригодными для обустройства хорошо укрепленных поселений. Территориально указанный микрорайон расположен в восточной части Янаульского и западной части Татышлинского районов республики.
Шульгановское городище (д. Шулганово, Татышлинский район). Расположено в 1,5 км от деревни, на горе, известной населению как Кала-тау. Городище осматривалось в 1967 г. Н.А. Мажитовым, а в 1988 г. Б.Б. Агеевым. Оно имело сложную систему фортификационных сооружений. С напольной стороны защищено валом, опоясывающим площадку, высотой со дна рва 4,5–5 м, шириной у основания 12-15 м. За ним имеется ров глубиной 2,5–4 м, шириной 3–5 м. Такие же рвы глубиной 2-2,5 м имеются в восточной части городища. К настоящему времени площадка памятника практически полностью разрушена карьером и засажена хвойной посадкой. Местные жители четко указывали на расположение городища, рассказывали о случайных находках, а также говорили, что это «захматле урын» (место обитания злого духа), не рекомендовали посещать его, дабы уберечься от злых сил. Некоторые рассказывали, что с территории памятника доносятся крики людей, возможно проживавших на городище в прошлом. По сведениям местных жителей, к городищу был приурочен курганный могильник называемый среди населения «алпамыша кабере» (могила великана).
Югамашевское I городище (с. Югамаш, Янаульский район). Находится в 0,5 км от села, на вершине горы, называемой Кала-тау. Площадка городища имеет трапециевидную форму 160 на 65–90 м, укрепленную двумя валами и рвами с напольной стороны. Летом 2016 г. восточная часть памятника была разрушена строительными работами. Опрос местных жителей показал, что о памятнике им известно. Вершина горы периодически посещается жителями деревни как одно из примечательных мест.
Югамашевское II городище было ассоциировано Н.А. Мажитовым с названием Кала-тау. Описанный им памятник находится у подножья горы Югамаш, хотя во всех остальных случаях топоним Кала-тау носят городища, расположенные на вершинах. Оно укреплено 3 валами высотой от 2 до 4 м и рвами глубиной до 1 м. В процессе обследования в 2014 г. отрядом ИЭИ УНЦ РАН данный объект археологии обнаружить не удалось. В этой связи можно предположить,что археологическим памятником, носящим название Кала-тау, является Югамашевское III городище, описанное Н.В. Гундеровой и С.Р. Исмагиловым и расположенное северо-восточнее от д. Югамаш на отдельно стоящей одноименной горе, что подтверждается и сведениями, полученными от местного населения. Вокруг нее идет еле заметная, лесная дорога. Ввиду небольшого размера, отсутствием оборонительных сооружений, редкими находками обломков керамики и костей животных, а так же наличия вблизи еще 2 городищ, относящихся к тому же периоду, с учетом мнения исследователя Н.И. Шутовой, можно предположить, что памятник, выполнял функции убежища, временного поселения или культового объекта.
В ходе археологической разведки в 2014 г. отрядом ИЭИ УНЦ РАН на двух деревьях, стоящих на тропе, ведущей к городищу, были обнаружены повязанные платки, предположительно символизирующие некий вход на сакральную территорию. Также было выяснено, что среди местного населения имеется легенда, гласящая, что когда-то на вершине горы Югамаш в озере жили духи горы - селезень и утка (священная птица в финно-угорской мифологии). Обоих подстрелил охотник Резван (тюркское имя), однако никак не смог сварить, после чего выкинул. Вполне вероятно, что легенда является своего рода сюжетом о десакрализации тюркским населением финно-угорской святыни. Опрос жителей близлежащей д. Салихово показал, что им также известна легенда о г. Югамаш, но неизвестно о городище. На сегодняшний день гора Югамаш является одним из мест посещения молодежи ввиду своей примечательности в рельефе и хорошего обзора с вершины, об этом свидетельствуют несколько натоптанных троп ведущих к вершине горы.
Месягутовское и Таулинское городища. Опрос жителей деревень Месягутово и Тау, так же показал об их осведомленности о наличии археологического памятника на горе Кала-тау, однако иной информации предоставлено не было.
Опрос населения, направленный на выявление сакральных мест, связанных с археологическими памятниками показал, что люди среднего и пожилого возраста довольно равнодушно относится к судьбе археологических памятников, однако при этом знают о них больше, чем предполагалось археологами. Практически все городища были известны местным жителям, поскольку каждый из них не раз бывал на этих памятниках, интересовался результатами раскопок, а также хранил память об особенности данного места или же пытался найти артефакты в юности.
Данные о восприятии памятников археологии современным населением Башкирии весьма отрывочны, опубликованных исследований на эту тему практически нет. Сегодня городища, содержащие в топонимических названиях слова город и гора, географически привязаны и вписаны в историко-культурный ландшафт, они стали топографическими местами памяти и маркерами территорий. При описании местности они часто становятся отправными точками или ориентирами. Туристические, научные и культовые посещения памятников дополнительно концентрируют на них внимание общественности. Благодаря этому археологические объекты могут играть исключительную роль в оформлении восприятия национальной территории.
Спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал и нашу группу ВКонтакте.